Материалистическое понимание истории в советской философии

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Материалистическое понимание истории в советской философии

    РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

    Материалистическое понимание истории в советской философии

    План:

    TOC \\o \"1-3\" \\h \\z \\u

    План:

    PAGEREF _Toc12966747 \\h

    Введение.

    PAGEREF _Toc12966748 \\h

    Исторический материализм

    PAGEREF _Toc12966749 \\h

    Категории и принципы исторического материализма

    PAGEREF _Toc12966750 \\h

    Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания

    PAGEREF _Toc12966751 \\h

    Базис и надстройка

    PAGEREF _Toc12966752 \\h

    Производительные силы

    PAGEREF _Toc12966753 \\h

    Производственные отношения. Способ производства

    PAGEREF _Toc12966754 \\h

    Закономерности развития производительных сил и производственных отношений

    PAGEREF _Toc12966755 \\h

    Определяющая роль производительных сил в развитии способа производства

    PAGEREF _Toc12966756 \\h

    Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Необходимость и свобода

    PAGEREF _Toc12966757 \\h

    Общественно – экономические формации

    PAGEREF _Toc12966758 \\h

    Первобытно – общинный строй.

    PAGEREF _Toc12966759 \\h

    Рабовладельческий строй.

    PAGEREF _Toc12966760 \\h

    Феодализм.

    PAGEREF _Toc12966761 \\h

    Капитализм.

    PAGEREF _Toc12966762 \\h

    Социализм и коммунизм.

    PAGEREF _Toc12966763 \\h

    Заключение.

    PAGEREF _Toc12966764 \\h

    Футуризм в Марксистской философии.

    PAGEREF _Toc12966765 \\h

    Мое отношение к Марксизму.

    PAGEREF _Toc12966766 \\h

    Список литературы

    PAGEREF _Toc12966767 \\h

    Введение.

    Марксистско-Ленинская философия, еще совсем недавно играла огромную роль в жизни

    нашей страны. Многие люди верили в идеалы,

    коммунизма, немало трудились

    для того, чтобы их добиться. Они сделали немалых добрых дел, результатами которых пользуется и наше поколение.

    С другой стороны, в наши дни нередко можно услышать прямо противоположные высказывания по отношению к марксистской философии. Критикуются итоги, к которым пришло наше общество в

    результате советской власти, жестокие методы, которые эта власть применяла. Очень широко и навязчиво распространяется идея о том, что приход к власти большевиков в результате

    «октябрьского переворота» - большое несчастье для нашей Родины. И вообще многое, что было сделано предшествующими поколениями – неразумно и безрезультатно.

    Вместе с тем, высказывается мнение о том, что современная демократия практически наилучшее устройство общества. А

    недостатки и несправедливость - вещи неизбежные, с ними следует примирится.

    Интерес автора к марксистской философии связан с тем влиянием, которое она оказала и на историю нашей Родины, и на философию вообще.

    Марксизм – обширная философская система, в реферате будет рассмотрен только вопрос материалистического понимания истории, который связан с проблемой общества и человека.

    Исторический материализм

    Краеугольный камень Марксистской философии – учение о материальной природе мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения и изменения. Природа

    развивается, достигая высших своих форм, включая жизнь и мыслящую материю, не из потусторонней силы, а по причинам, заложенным в ней самой, в ее законах. Диалектическая теория

    развития (диалектика) указывает те общие законы, благодаря которым осуществляются процессы движения и изменения материи, перехода от низших ее форм к высшим.

    История человеческого общества также рассматривается с материалистической точки зрения: общество - часть материального мира, социальная форма движения материи. На

    этой основе исследуются общие законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Впервые термин “материалистическое понимание истории”

    упомянут в работе \"немецкая идеология\" в Маркса Энгельса 1845-46 гг. Также используется термин “исторический материализм”.

    Категории и принципы исторического материализма

    Исторический материализм имеет свои принципы и категории. Важнейшими из них являются: принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, категории:

    общественное бытие и общественное сознание, базис и надстройка, производительные силы и производственные отношения, общественно – экономическая формация, класс, нация, революция и

    т.д.

    Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания

    Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни. Люди живут и действуют в различных отраслях

    общественной жизни. Это и есть их общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит их экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, люди прежде всего

    должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечивается людьми в процессе общественного производства, экономической жизни. На этой материальной основе развивается деятельность

    людей по перестройке общественных отношений.

    Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют о нем, воссоздают его в виде

    образов, идей и теорий. Если общественное бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь опосредованная, отраженная в сознании.

    Вот эта сторона общественной жизни людей – жизнь, опосредованная сознанием, производная, духовная – является областью общественного сознания. Общественное сознание есть сознание

    общественных отношений, отражение общественного бытия.

    Так, литература и искусство описывают, изображают лишь то, что уже существует в жизни, или то, что в жизни зарождается. Политические и моральные идеи суть отражения в головах

    людей потребностей жизни общества. Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно.

    Люди, живя и действуя в обществе, вырабатывают, создают различные представления и идеи о своей общественной жизни.

    Таким образом, общественное бытие есть процесс непосредственной жизни людей, а общественное сознание есть опосредованная, отраженная в мыслях людей общественная жизнь.

    В этой связи нужно различать сознание как свойство каждого разумного существа и сознание как понимание сущности общественных отношений, в которых человек живет и действует. В

    первом смысле человек всегда действует сознательно, во втором же смысле, когда имеется в виду общественное сознание, он может действовать бессознательно, стихийно.

    Сознание как свойство человеческой деятельности может относится к сфере удовлетворения личных, будничных интересов человека. Маркс называл такое сознание обыденным.

    Ленин различал стихийную (т.е. бессознательную) и сознательную борьбу рабочего класса.

    Первичность общественного бытия в отношении общественного сознания состоит не только в том, что явления общественного бытия возникают раньше, чем они отразятся в общественном

    сознании людей, и состоит не только в том, что общественное бытие является независимым от общественного сознания, но еще и в том, что общественное бытие определяет общественное

    сознание.

    Если общественное бытие людей различно, то различны и их взгляды на бытие. Л.Фейербах говорил: “В хижинах думают иначе, чем во дворцах”.

    Но сознание людей отнюдь не является пассивным, зеркально - мертвым отражением жизни. Марксистский материализм в понимании общест...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены