Методы научных исследований
Дисциплина: ФилософияТип работы: Реферат
Тема: Методы научных исследований
5.Разновидности научного поиска.
В зависимости от конкретной задачи и цели, которую ставит исследователь, он, прежде всего, подбирает тот или иной подход к своему поиску. Чаще
всего такими подходами являются: 1.Поиск на основе имеющихся знаний о предмете, которые пока ещё не получили проверки. 2.Поиск того, что ещё не существует, но должно возникнуть
по объективным данным научного прогноза. 3.Поиск в аспекте реальной фантазии.
На практике выделяют сл. формы поисковых исследований: 1)Предварительный поиск представляет собой так называемую разведку поискового пути в обл-ти
научного исс-ния, выполненную на упрощенных моделях. Исследователю иногда бывает необходимо выяснить, в самом общем виде экспресс методом, суть дела в какой-либо слабо изученной
конкретной обл-ти знания. В др. случаях такие предварительные поиски проводятся на уровне мысленного эксперимента, также с применением не сложных материальных ср-в.
2)Проверочный поиск. Проверочные поисковые исс-ния требуют хорошо организованной экспериментальной базы, а также большой и длительной подготовки. Часто применяется в научных
исс-ниях поиск на основе имеющихся знаний о каких-либо явлениях и предметах, св-ва которых пока не проверены. Более сложен научный поиск того, что ещё не ясно, но должно
проявиться по данным научного предвидения. Здесь началом исс-ния является взятая за основу научная гипотеза или предположение.
6.Научное исс-ние: сущность и особенности.
Научное исс-ние – это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной дея-ти, целенаправленное познание, результаты которого
выступают в виде с-мы понятий, законов и теорий. Характеризуется сл. показателями: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. С научным исс-нием тесно
связаны сл. понятия: 1.Актуальность темы исс-ния, т.е. степень её важности в данный момент в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса. 2.Аспект – угол
зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исс-ния. 3.Исследовательская специальность (часто именуемая, как направление исс-ния) – это устойчиво сформировавшаяся сфера
исс-ния, включающая определенное кол-во исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включающая обл-ть её применения. 4.Исследовательское задание – это элементарно
организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. 5.Метод исс-ния (его выбор) – это способ применения
старого знания для получения нового. 6.Объект исс-ния – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. 7.Предмет исс-ния – это все то, что
находится в границах объекта исс-ния в определенном аспекте рассмотрения.
7.Осн. этапы выполнения научно-исследовательской темы, последовательность подготовки письменной работы.
Каждый автор может писать в той последовательности, которая представляется ему наиболее рациональной. Вместе с тем существует определенная
логическая схема этой работы: 1.Формирование замысла. 2.Выбор темы, обоснование её актуальности и новизны. 3.Выявление цели и конкретных задач исс-ния. 4.Определение объекта и
предмета исс-ния. 5.Выбор методов проведения исс-ния. 6.Планирование работы (эмпирический и теоретический этап исс-ния). 7.Поиск, отбор и оценка необходимых материалов.
8.Группировка и систематизация материалов. 9.Написание текста. 10.Обсуждение и оценка результатов, формулирование выводов. 11.Обработка рукописи (композиция, язык, рубрикация).
12.Окончательное оформление работы. 13.Защита работы.
8.Методы научных исс-ний: наблюдение.
Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы,
используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от
абстрактного к конкретному).
Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, св-вах и
отношениях изучаемых объектов. Является основой последующих теоретических и практических действий. Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность и
систематичность.
9.Методы научных исс-ний: сравнение.
Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы,
используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от
абстрактного к конкретному).
Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. требования к сравнению: сравниваться должны лишь такие
явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; сравнение должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам.
10.Методы научных исс-ний: измерение.
Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы,
используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от
абстрактного к конкретному).
Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством ед-цы измерения. Оно дает точные количественные сведения об
окружающей действительности.
11.Методы научных исс-ний: эксперимент.
Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы,
используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от
абстрактного к конкретному).
Эксперимент – это апробирование испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Он может быть осуществлен лишь при наличии
теории. Стадии эксперимента:1)Выдвижение научной гипотезы; 2)Постановка конкретной задачи; 3)Выбор объекта исс-ния; 4)Подготовка материальной базы для выполнения эксперимента;
5)Выбор оптимального пути эксперимента; 6)Наблюдение явлений при эксперименте и их описание; 7)Анализ и обобщение полученных результатов.
12.Методы научных исс-ний: абстрагирование.
Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы,
используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от
абстрактного к конкретному).
Абстрагирование – это прием мышления, который заключается в отвлечении отряда св-в и отношений изучаемого явления с одновременным выделением
интересующих нас св-в и отношений. Результат абстрагирования – построение абстракций, которые позволяют з...