Понимание и объяснение

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Понимание и объяснение

    Министерство общего и профессионального образования РФ

    Ульяновский Государственный Технический Университет

    Кафедра Философии

    Реферат

    Понимание и объяснение

    Выполнил:

    студент гр. ЭВМд-22

    Новиков

    Д.А.

    Проверил:

    Гильмутдинова Н.А.

    Ульяновск 2004 г.

    План

    Введение.

    Возросший интерес к проблемам понимания и

    объяснения

    Понимание и объяснения как философские понятия.

    1.1.

    Общая характеристика понятия и объяснения

    1.2.

    Понимание как интерпретация

    Герменевтика как учение о понимании

    2.1.

    Вклад философов всех времен в формирование

    герменевтики

    2.2.

    Проблемы герменевтики в Западной философии

    века

    Заключение

    Литература

    Введение.

    Возросший интерес к проблемам понимания

    и объяснения

    О проблемах понимания и объяснения в последнее время стали много писать и дискутировать, эта тематика привлекает специалистов по теории познания, логики и методологии различных

    наук, растет интерес к этой проблеме в широких кругах представителей наук о человеке, обществе, культуре: психологов и философов, искусствоведов и культурологов, историков и

    социалистов.

    Современная культура все чаще имеет дело с ситуациями, когда возникает необходимость в понимании.

    Как следствие усложнения социальных отношений выросло количество и изменился характер индивидуальных и массовых

    коммуникаций, следует указать на то, что в современных условиях часто возникают барьеры для понимания, преодоление которых требует тщательного анализа.

    По мнению современного российского ученого-философа Н.С. Автономовой, “в философском плане проблема понимания возникает

    (или, точнее, обостряется) в переломные моменты развития культуры, когда распадаются внутри культурные связки между основными, “предельными” для каждой эпохи понятиями, которые в

    совокупности своей определяют “фоновые ”, “контекстные” знания во всех его многоликих и трудно уловимых формах и составляют основу мировоззренческих схем, канонов

    смыслообразования, характеризующих ту или иную эпоху” (7, стр.5)

    Есть основания полагать, что пониманию свойственны три основные функции:

    когнитивная, или собственно познавательная;

    регуляторная;

    идеологическая.

    Понять – значит приобрести. Такое знание, которое отражает суть вещей, соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным, превращает ранее разрозненное в систему.

    Под пониманием большинство философов имеют в виду специфический способ освоения и познания человеческой реальности – внутреннего мира человека, мира его культуры, продуктов его

    практической деятельности.

    Большую роль сыграл в расширении интереса к проблемам понимания “круглый стол”, проведенный в 1991г. в издательстве политической литературы под девизом “Над чем работают, о чем

    спорят философы?”

    Со своими научными разработками выступали 12 ученых, все последующие годы к материалам данной дискуссии постоянно обращаются, высказывают собственные суждения,

    исследуют фактический материал для научного обобщения.

    В реферате по проблемам понимания и объяснения важна задача показать понимание как комплексную проблема теории познания, взгляд на понимание как на процесс, связанный с

    раскрытием более глубокого смысла продуктов духовной деятельности человека, помогает выявить философские основы духовных ценностей общества не современном этапе.

    Понимание и непонимание, стремление понять или, наоборот, нежелание понять – обычные явления в нашей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Как повсеместные факты

    межличностного общения понимание и непонимание существовали всегда. Сегодня мы наблюдаем другую картину: понимание оценивается многими учеными как чрезвычайно актуальная проблема. В

    настоящее время для человека чрезвычайно важно использовать накопленный потенциал научного знания на благо всех живущих на земле, так как сегодня особенно ясно, что наука и технология

    опираются на весь объем человеческой культуры, заложенных в традициях, языке, восприятиях реальности, нравственных нормах и мировоззренческих идеалах.

    1.Понимание и объяснение как философские понятия

    1.1.Общая характеристика понимания и объяснения

    Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия “понимание” следующее: “Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция

    смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности” (10, стр.493)

    Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п.,

    одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения.

    Исходные, донаучные виды понимания:

    освоение и понимание языка;

    понимание других людей, - в сопереживании, диалоге;

    понимание социальных знаков, норм;

    понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.

    Основные виды научного понимания:

    понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание);

    интерпретация

    инокультурных символов и метафор;

    перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);

    понимание иных форм жизни;

    понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях);

    понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании).

    Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания.

    “К первому типу понимания можно отнести то, которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба собеседника располагают приблизительно

    одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.

    Второй тип понимания

    – связан с переводом с одного языка на другой, например, с иностранного на родной язык, когда мы встречаемся с более сложным процессом интерпретации.

    В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка. Трудность заключается не столько в

    том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.

    Третий тип понимания

    – относится к интерпретации произведений художественной литературы и искусства, особенно имеющих непреходящее эстетическое значение.” (6, стр. 76-77)

    это

    состояние вызванное внешними или внутренними воздействиями на сознание человека, фиксируемое индивидом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания

    воздействия.

    “Впервые как обозначение особого научного метода термин “понимание” был применен

    Дройзером (1868г.)” (9, стр.355)

    Позднее понимание было противопоставлено (в частности,

    Дильтеем) в качестве основополагающего метода наук о духе естественнонаучному методу “объяснение”.

    Немецкий ученый

    Шпрангер (1882-1963), ученик

    Дильтея, в большинстве своих работ рассматривал сущность понимания как способ постижения смыслового содержания явлений объективного мира. Он настойчиво ставил перед

    индивидом задачу

    самоформирования с учетом ку...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены