Системный подход как метод познания мира

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Системный подход как метод познания мира

    УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

    ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

    Системный подход

    как метод познания мира

    Реферат по философии

    соискателя

    Исуповой

    Земфиры Галимзяновны

    Екатеринбург

    1997

    Содержание

    TOC o \"1-3\"

    ВВЕДЕНИЕ

    ...............................................................................................

    GOTOBUTTON _Toc367350064

    PAGEREF _Toc367350064 3

    ПОНЯТИЯ “СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД” И “СИСТЕМА”

    ..................

    GOTOBUTTON _Toc367350065

    PAGEREF _Toc367350065 4

    СИСТЕМООБРАЗУЩИЕ ФАКТОРЫ

    .................................................

    GOTOBUTTON _Toc367350066

    PAGEREF _Toc367350066 6

    Внешние системообразующие факторы

    ............................................

    GOTOBUTTON _Toc367350067

    PAGEREF _Toc367350067 7

    Внутренние ситемообразующие факторы

    .........................................

    GOTOBUTTON _Toc367350068

    PAGEREF _Toc367350068 8

    Искусственные СИТЕМООБРАЗУЮЩИЕ факторы

    ..........................

    GOTOBUTTON _Toc367350069

    PAGEREF _Toc367350069 9

    МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ

    ...................................................

    GOTOBUTTON _Toc367350070

    PAGEREF _Toc367350070 10

    Возникновение

    ...................................................................................

    GOTOBUTTON _Toc367350071

    PAGEREF _Toc367350071 10

    Становление системы

    ........................................................................

    GOTOBUTTON _Toc367350072

    PAGEREF _Toc367350072 12

    Система как целое

    .............................................................................

    GOTOBUTTON _Toc367350073

    PAGEREF _Toc367350073 14

    ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ

    .......................................................

    GOTOBUTTON _Toc367350074

    PAGEREF _Toc367350074 15

    МИР В СВЕТЕ СИСТЕМНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

    ........................

    GOTOBUTTON _Toc367350075

    PAGEREF _Toc367350075 17

    Системность неорганической природы

    ..........................................

    GOTOBUTTON _Toc367350076

    PAGEREF _Toc367350076 17

    Системность живой природы

    ............................................................

    GOTOBUTTON _Toc367350077

    PAGEREF _Toc367350077 20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ......................................................................................

    GOTOBUTTON _Toc367350078

    PAGEREF _Toc367350078 22

    ЛИТЕРАТУРА

    ........................................................................................

    GOTOBUTTON _Toc367350079

    PAGEREF _Toc367350079 23

    Введение

    В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым

    поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. С другой стороны, рост знания порождает трудности его освоения,

    обнаруживает неэффективность ряда методов используемых в науке и практике. Кроме того, проникновение в глубины Вселенной и субатомный мир, качественно отличный от мира соизмеримого с

    уже устоявшимися понятиями и представлениями, вызвало в сознании отдельных ученых сомнение во всеобщей фундаментальности законов существования и развития материи. Наконец, сам процесс

    познания, все более приобретающий форму преобразующей деятельности, обостряет вопрос о роли человека как субъекта в развитии природы, о сущности взаимодействия человека и природы, и в

    связи с этим, о выработке нового понимания законов развития природы и их действия.

    Дело в том, что преобразующая деятельность человека изменяет условия развития естественных систем, и тем самым способствует возникновению новых законов, тенденций движения.

    В ряду исследований в области методологии особое место занимает системный подход и в целом “системное движение”. Само системное движение дифференцировалось, разделялось на различные

    направления: общая теория систем, системный подход, системный анализ, философское осмысление системности мира.

    Существует ряд аспектов внутри методологии системного исследования: онтологический (системен ли в своей сущности мир, в котором мы живем?);

    онтологически-гносеологический (системно ли наше знание и адекватна ли его системность системности мира?); гносеологический (системен ли процесс познания и есть ли пределы

    системному познанию мира?); практический (системна ли преобразующая деятельность человека?) [1].

    Понятия “системный подход” и “система”

    Что же понимается под “системным” познанием материи и ее свойств? Известно, что человек осваивает мир различными способами, Прежде всего он осваивает его чувственно, т.е.

    непосредственно воспринимая его через органы чувств . Характер такого познания, заключающийся в памяти и определяемый эмоциональным состоянием субъекта, является нам как целостным так и

    дробным - представляющим картину целиком или дробно, выделяя какие либо моменты. На основе эмоциональных состояний в человеке складывается представление об окружающем мире. Но

    чувственное восприятие

    есть свойство так же всех животных, а не только человека. Спецификой человека является более высокая ступень познания - рациональное познание, позволяющее

    обнаруживать и закреплять в памяти законы движения материи.

    Рациональное познание системно. Оно состоит из последовательных мыслительных операций и формирует мыслительную систему, более или менее адекватную системе объективной реальности.

    Системна и практическая деятельность человека, причем уровень системности практики повышается с ростом знания и накопления опыта. Системность различных видов отражения и преобразования

    действительности человеком есть в конечном счете

    проявление всеобщей системности материи и ее свойств [2].

    Системное познание и преобразование мира предполагает:

    Познание мира, а “научное познание” в частности, не может осуществляться хаотически, беспорядочно; оно имеет определенную систему и подчиняется определенным закономерностям [3]. Эти

    закономерности познания определяются закономерностями развития и функционирования объективного мира.

    С современной точки зрения системы классифицируются на целостные, в которых связи между составляющими элементами прочнее , чем связи элементов со средой, и

    суммативные, у которых связи между элементами одного и того же порядка, что и связи элементов со средой; органические и механические ; динамические и статические;

    “открытые” и “закрытые”; “самоорганизующиеся” и “неорганизованные” и т.д. Отсюда может возникнуть вопрос о неорганизованных системах, например - куча камней, правильнее сказать -

    совокупностях - являются ли они системами? Да, и этому можно привести доказательства исходя из следующих посылок:1) неорганизованные совокупности состоят из элементов; 2) эти элементы

    определенным образом между собой связаны; 3) эта связь объединяет элементы в совокупность определенной формы (куча, толпа и т.п.); 4) поскольку в такой совокупности существует связь

    между элементами, значит неизбежно проявление определенных закономерностей и, следовательно, наличие временного или пространственного порядка. Таким образом все совокупности являю...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены