Смысл человека

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Смысл человека

    Реферат по философии

    Череповец 1998г

    Оглавление

    Введение. Постановка проблемы смысла жизни2

    Смысл жизни в отечественной философии3

    Решение проблемы смысла жизни в философии и социологии Запада18

    Заключение26

    Библиографический список литературы29

    Введение.

    Когда автор реферата познакомился с той маленькой толикой философской литературы по указанной теме, он понял, что молодому человеку, обдумывающему жизнь и пожелавшему узнать смысл её с

    самого начала, нет другого пути, как только обратится к тем, кто её уже прожил, конечно мудро, а ещё лучше - к летописи человеческой мудрости, проверенной на опыте не только одного

    человека , но и всего человечества. Нет надежды для спешащих получить готовый ответ на этот вопрос в начале жизни, человеческая мудрость отсылает их к самой жизни - ^2сначала жить, потом

    философствовать^2. Весь наш трагический опыт показывает, что получается, когда из обилия мудрости выбирают некий примитив и предпочитают его всему остальному. Так кто же всё-таки

    ответит на такие вопросы: Что есть человек? В чём содержание, ценность и смысл человеческой жизни? Как жить ^2лучшей жизнью^2 и Какого соотношение в

    человеке рассудочного и мистического, рационального и трансцендентного, умозрения и откровения? Что есть жизнь духа? Думается, что эти и другие вопросы не имеют однозначных или правильных

    ответов и поэтому требуют новых решений от каждого поколения. Каждая культура, каждое общество, мыслитель имеют свои версии ответов.

    Философская антропология не обходит вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению

    объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, к разуму, духу, идеям и т. д. Вопрос о жизни, её

    смысле и цели остаётся открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть окончательно решён в обозримом будущем.

    Сущность человека - намерение, проекция, устремлённость в грядущее. Ядро экзистенциальности в том, что всё главное для себя каждый чувствует и решает сам, ибо исходным пунктом должна

    быть субъективность отдельного человека. До того, как Вы начали жить, жизнь не представляет собой ничего. Именно Вы придаёте ей определённый смысл. Первична и непосредственна

    индивидуальная жизнь. Человеческая природа бесконечна, нет большей опасности, предписывать ей ту или иную ориентацию, тот или иной смысл, ту или иную цель. Каждый из нас либо обречён на

    свою свободу, либо готов стать рабом.

    Автору реферата безусловно, дороги мысли о смысле и цели жизни своих соотечественников, т. е. вся наша российская культура. Разве не берут за душу такие слова Радищева: ^2Я

    взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала^2. А величайший из русских поэтов? - ^2я жить хочу, чтоб мыслить и страдать^2.

    Дар напрасный, дар случайный,

    Жизнь, зачем ты нам дана?

    Иль, зачем судьбою тайной

    Ты на казнь

    осуждена?

    А разве Герцен не мыслит экзистенциально, восклицая: ^2Цель жизни - жизнь!?^2. Если глубоко всмотреться в жизнь, конечно, высшее благо есть само существование. Нет ничего глупее, как

    пренебречь настоящим в пользу грядущего. Настоящее есть реальная сфера бытия. Каждую минуту, каждое наслаждение должно ловить, душа непрерывно должна быть раскрыта, наполняться, всасывать

    всё окружающее и разливать в него своё.

    1. Смысл жизни в отечественной философии.

    С огромной силой и всей своей противоречивости он был поставлен в русской философии Достоевским, заострившим его до логического самоубийства. Достоевский Фёдор Михайлович (1821 -

    1881) оказался в числе противников революции и идеи социализма в 1861 - 1862 гг., критикуя их за отрицание свободы, за нивелировку личности. В 1864 г. Он опубликовал повесть “Записки из

    подполья”, а зерно философской идеи, положенное в основу повести, было изложено писателем ещё в “Зимних заметках о летних впечатлениях”, где проводилась мысль о том, что человеческую

    жизнь нельзя строить ^2на разумном основании^2. В “Записках из подполья” Достоевский развернул этот тезис в целую философскую концепцию, согласно которой социальное переустройство и

    обновление жизни невозможно, мечты о будущем совершенном обществе бесперспективны, поскольку они продиктованы разумом. А разум человеческий противоречив и обманчив, и поэтому на его

    основе ничего нельзя построить. Писатель попытался доказать, что натура человеческая непостоянна, своевольна и капризна. ^2Подпольный человек^2 считает, что человечество может построить

    справедливое коммунистическое общество, но в конце концов, ему станет скучна рационалистическая гармония ^2хрустального дворца^2, и оно, поддавшись минутному капризу, в один момент разрушит

    его. По направленности творчества и по философичности художественного мышления Достоевского можно поставить в ряд, пожалуй, только с Толстым. Оба они были одновременно и художниками и

    мыслителями и оба оказали глубокое влияние на русскую философию. Достоевский подверг специфическому анализу целый комплекс вопросов личной и общественной жизни человека и её смысла. Он

    коснулся проблемы национальности, социализма, нравственности, религии. Но по преимуществу это был писатель психолог, главный интерес которого сосредотачивался на человеке, на его

    природной и социальной обусловленности, на мотивах поведения в сложных драматических ситуациях; он проник в самые глубинные тайники духовного мира людей, включая и болезненные проявления

    психики.

    Вопрос о смысле жизни для Достоевского превращается в вопрос о Боге. Так в “Бесах” инженер Кирилов чувствует, что Бог необходим для утверждения жизни, а потому и должен быть. Но вместе

    с тем он знает, что его нет, и быть не может. В связи с этим он восклицает: ^2Неужели ты не понимаешь, что из-за этого одного можно выстрелить в себя ?^2

    А отношение Достоевского к науке, разуму ? Даже марксистам пришлось признать, что красной нитью, проходящей через всё творчество Достоевского, явилась мысль о том, что наука, разум

    означают упоённое, порицающее мораль стяжательство. Вот слова Зосимы из “братьев Карамазовых”: ^2У них наука. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе,

    изгнана с неким торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что мы видим в свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство.^2

    Ни служение маммоне, ни прогресс науки и техники, ни просвещение, ни свобода не делают человека счастливым, всё это стяжательство и оскудение духовной жизни человека. По этому поводу

    хотелось бы обратится к письму Джона Стейнбека, американского писателя, датированному от 5 ноября 1959 г. Эдлаю Стивенсону. Нью-Йорк (примечание: Эдлай Стивенсон (1900 -

    1965гг.)

    что писатель об Америке: ^2... пресытившись ценностями материальными, мы беспокойно рыщем в поисках духовных. Странные мы существа. Мы можем преодолеть любые испытания,

    посылаемые нам Богом и природой, кроме достатка. Если бы мне пришло в голову погубить нацию, я дал бы ей...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены