Сознание и самосознание

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Сознание и самосознание

    Тема: Сознание и самосознание

    1. Введение

    2. Сознание

    2.1.Понятие сознания и его определение

    2.2.Отличительные черты психики и сознания

    2.3.Структура и источники сознания

    2.4.Функции сознания

    2.5.Активность сознания

    2.6.Общественная природа сознания

    3. Самосознание

    3.1.Понятие самосознания

    3.2.Структура и формы самосознания

    3.3.Предметность и рефлективность самосознания

    4. Заключение

    Введение

    Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,

    многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо

    определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема

    важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого

    философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой:

    анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции

    взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с

    окружающим миром, включая управление им.

    Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр

    вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии

    высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную

    философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.

    Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об

    отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по

    отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания

    человека в эту целостную систему бытия.

    Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления

    отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не

    только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и

    общения.

    . Сознание

    Понятие сознания и его определение

    Психика есть способность живых существ создавать чувственные и

    обоб­щённые образы внешней действитель­ности и реагировать на эти отображе­ния сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

    Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только

    сознательные, но и подсознательные и бес­сознательные процессы. Сознательны­ми называются такие психические яв­ления и действия человека, которые проходят через его разум и волю,

    опосредуются ими, которые, следователь­но, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

    Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается

    воз­никновение и развитие сознания. Факторы, которые оп­ределяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

    Внешними детерминаторами сознания являются при­рода и общество. Сознание

    присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для

    человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двоя­ко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят

    мысли о при­роде и обществе (а также о людях как природных и об­щественных существах).

    Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и

    физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт

    действия этой «маши­ны». Но природа детерминирует сознание не только гене­тически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную си­стему

    действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общест­венной жизни. Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются

    природой, как в условиях живот­ного, так и человеческого существования. Хотя физиоло­гическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту

    совокупность мыс­лей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспри­нимающего их

    аппарата. Образ внешнего мира отлича­ется от самого внешнего мира. Сознание есть субъектив­ный образ объективного мира.

    Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной

    жизни. Лишь в последних усло­виях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на тру­де, создала человека с его сознанием.

    Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем

    в виду органический и нераз­рывный комплекс двоякого рода факторов, определив­ших и определяющих развитие психики человека, факто­ров, действовавших не порознь, а в единстве и

    взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человече­ским сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические,

    подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы пси­хологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

    Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание

    человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (об­щей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, пси­хофизическую детерминацию. При этом физиологическая

    обусловленность сознания, будучи внутренней, в том

    смысле, что она осуществляется внутри организма, яв­ляется

    объективной,

    материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный,

    идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обус­ловленность —

    вторичной. Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые

    фиксиру­ются законами и категориями физиологической и пси­хологической

    наук. Это ощущения, восприятия и пред­ставления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображе­ние и пр. Психологические формы — э...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены