Сознание, самосознание, разум

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Сознание, самосознание, разум

    Реферат Сознание Отношение взаимодействия человека с окружающим миром содержит в своём интенсивном развитии три ступени. Согласно этим ступеням в каждом человеке существуют следующие

    формообразования его духа: 1. Наше непосредственное чувственное единство (слитность) с внешним миром даёт нам наличие души. 2. Отношение противоположности нашего Я к внешнему миру даёт

    наличие сознания. 3. Содержательное деятельное единство человека с окружающим миром проявляется, собственно, как его дух, выступающий в двух формах: а) теоретической деятельности познания

    – как интеллект; б) практической деятельности по преобразованию мира – как воля. Наш реферат посвящён сознанию человека. Предметом учения о сознании является индивидуальное «Я» человека,

    которое рассматривается в трёх аспектах: а) как оно появляется, б) как развивается, и в) что представляет собой в развитом виде. Иначе говоря, учение о сознании ограничено только рамками

    эгологии – пониманием феномена человеческого «Я». Первым корнем сознательного Я каждого человека является его чувство самого себя. Это чувство имеет телесную природу и проявляет себя по

    формуле: Я есть то, что я в себе ощущаю, а то, что я в себе ощущаю, то и есть моё Я. Оно как мост связывает наше идеальное Я с каждым органом тела, с каждой его клеткой. Соответственно,

    всё то, что выходит за пределы чувства самого себя и, следовательно, за пределы моего тела, то уже не есть Я или, выражаясь иначе, есть не-Я. Поэтому, когда я говорю о себе «Я», то при

    этом подразумеваю сразу две вещи: во-первых, что «Я есть», а во-вторых, что «Я есть» по отношению к «не-Я», к окружающему миру. В силу образовавшейся противоположности окружающий мир

    становится неким чуждым по отношению к нам объектом, а мы сами в лице своего идеального Я становимся столь же чуждыми по отношению к нему (к миру) субъектами. В результате окружающий нас

    мир оказывается расположенным как бы за пределами нашего зарождающегося сознательного Я, из-за чего у нас на первых порах даже возникает иллюзия, что мы и противостоящий нам мир чужды

    друг другу. Но именно образование данной противоположности является условием возникновения и развития сознания человека. Чтобы преодолеть образовавшуюся противоположность с внешним миром,

    наше сознательное Я должно создать свою собственную связь с ним, отличную от той, которая присуща нашей душе. Сами по себе ощущения предметов внешнего мира как поступали, так и продолжают

    самотёком поступать в арсеналы нашей души, но для того чтобы теперь они стали также и достоянием нашего сознательного Я, оно само должно обработать их под себя. Ему требуется ввести их в

    свои собственные формы: а) обратить на ощущаемый предмет своё внимание, б) сохранить его образ в своём представлении, в) присвоить ему имя и т.д. Только действуя таким активным,

    созидательным образом, наше Я способно наполнить себя собственным содержанием – знаниями и через это стать подлинным сознанием. Такая созидательная деятельность нашего Я называется

    познанием. В ходе познания мы производим знания об окружающем мире, которыми наполняем самих себя, своё сознание. Знания становятся собственным содержанием нашего Я, благодаря которым оно

    делается сознательным. Познание, следовательно, – это способ существования нашего сознания. Вне, помимо деятельности познания, сознания не существует. Сознание производит знания и состоит

    из них: со-знание, con-sciences. Структура сознания. Отношение противоположности человека к внешнему миру даёт первую форму сознания – сознание как таковое или Я. Отношение

    противоположности нашего Я к самому себе даёт вторую форму сознания – самосознание: Я – Я. Отношение противоположности нашего Я к своему собственному содержанию – наполняющим его знаниям,

    даёт третью форму сознания – разум. I. СОЗНАНИЕ КАК ТАКОВОЕ Становление сознания как такового (Я) происходит в процессе осуществляемой человеком деятельности познания окружающего мира.

    Сам процесс познания включает в себя три этапа. На первом этапе субъект только непосредственно ощущает внешние предметы, что соответствует ступени чувствующего сознания. На втором этапе

    он изучает их внутренне строение и их внешние связи, что соответствует ступени исследующего сознания. На третьем этапе он постигает законы строения интересующих его предметов, что

    соответствует ступени рассуждающего сознания. Чувствующее сознание. Познавательная деятельность человека начинается с акта непосредственного ощущения им внешней вещи. Обратив внимание на

    свои ощущения, человек тем самым делает образ вещи предметным для своего сознания. Такова суть ступени чувствующего сознания, где субъект только обращает внимание на непосредственно

    ощущаемую им вещь. На этой ступени мы знаем, что данная вещь: а) есть, б) есть по отношению ко мне, в) есть ещё в виде смутного неразличимого образа. Исследующее сознание. Чтобы

    воспринять образ вещи в своё сознание необходимо всесторонне исследовать её: изучить её форму, содержание и внешние связи. Благодаря наблюдению и более активным видам исследовательской

    деятельности (замерам, сравнениями и т.п.) сознание человека создаёт первичную базу знаний о вещах: об их строении, свойствах, связях и т.д. За счёт этих знаний оно расширяет и углубляет

    само себя. Однако самому человеку, находящемуся на ступени исследующего сознания, ещё кажется, что приобретая знания об окружающем мире, он заполняет себя неким чуждым ему содержанием. –

    Эмпирический уровень познания. Рассуждающее сознание. На этой ступени сознание человека сводит все найденные им ранее различия предметов (части, стороны, свойства, силы и т.д.) к их

    необходимому единству. Найти такое единство, значит установить закон (теорию, научное положение, формулу и т.д.). Общим знаменателем всех законов является то, что выявленные внутри

    какой-либо системы различия приводятся в них к своему единству. Иначе говоря, законом самих законов является единство выявленных различий. Не следует думать, что законами можно называть

    лишь те, которые мы изучаем в школе. Наше сознание хранит тысячи законов и постоянно открывает для себя новые. Например, планировка данной квартиры – это её закон. То обстоятельство, что

    одна дверь открывается к себе, а другая от себя, это их закон. Рецепт приготовления какого-либо блюда – закон. Схема переключения передач в автомобиле – закон. В подавляющем большинстве

    люди открывают и хранят в своей памяти самые простые, но необходимые им для жизни законы. – Теоретический уровень познания. Но мало только сформулировать закон, его ещё требуется

    доказать. Если в законе утверждается, что в данной системе мы имеем такое-то соотношение её частей, то необходимость этого соотношения должна быть доказана. Доказательство – это

    неотъемлемый компонент любого закона. Не суть важно, каковы масштабы постигаемых нами законов и к какой области знания они относятся. Не суть важно также, является ли тот или иной закон

    (научное положение, теория, формула) истинным или ложным. Важно то, что они представляют собой результат самостоятельной деятельности нашего ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены