Сознание человека и современной цивилизации

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Сознание человека и современной цивилизации

    Федеральное агентство по образованию

    ГОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет

    Машиностроительный институт

    Екатеринбургский машиностроительный колледж

    РЕФЕРАТ

    По дисциплине: Основы философии

    На

    тему: Сознание

    человека и современной цивилизации

    Группа

    №323Э

    Студент

    Емельянова О.И.

    Преподаватель

    Козлова А.Л.

    Екатеринбург 2009

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА I.

    ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    ГЛАВА II.

    ПОИСК ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ.

    Философия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть

    духовная квинтэссенция эпохи, живая душа культуры. Конечно, социальные истоки и социальный смысл философских учений зависят от вызывающих их к жизни социальных форм. Хотя всемирная

    философия, в сущности, вращается вокруг \"вечных\" проблем. К их числу принадлежит и проблема взаимоотношений Человека и Природы, которая в нынешний переломный момент человеческой

    истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла

    проблема выживания Человечества и всего живого на Земле. Человеческому бытию угрожает самоуничтожение. Это обстоятельство, как и экологические, научно-технические и другие моменты,

    неоднократно интерпретировались мыслителями самых различных мировоззренческих ориентаций. Человек стал, как полагал президент Римского клуба А. Печчеи, сам для себя ахиллесовой пятой,

    он - точка отсчета, \"в нем все начала и концы\"

    . С его точки зрения важно понять положение, в котором очутился человек. Почему его дорога привела к катастрофе? Есть ли еще время свернуть с нее, а если есть, то куда? Какой путь

    выбрать? Какие ценности предпочесть? Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее

    всмотреться в систему экологических взаимоотношений, задуматься над проблемой их гармонизации. Почему речь должна идти именно о гармонии человека с природой, и недостаточно говорить,

    например, только об их единстве? Дело в том, что в силу своей объективной диалектичности противоречивое единство человека с природой имеет место и на тех этапах их взаимоотношений,

    когда эти отношения обострены, как, например, в настоящее время. Вместе с тем потребность выхода из настоящего кризисного

    состояния вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы, которая и обеспечила бы это. Таковой и

    является гармония человека с природой.

    Человек, как

    все живое на Земле,

    неотделим от биосферы,

    которая является необходимым естественным фактором его существования. Природопредпосылка и

    естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность

    возможна, только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих

    биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Как отмечает

    Н.Н.Моисеев, развитие общества вне биосферы - это нонсенс! Возможность существования общества может быть гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в относительно

    узком диапазоне ее параметров. Знание этого диапазон - жизненная необходимость людей.

    Конечно, каждый человек обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся (В известных пределах) условиям природной среды, новой для него среде обитания. Дж.

    Уайнер отмечает, что \"Все представители вида Homo Sapiens способны проявить необходимую пластичность реакций в ответ на изменение внешних условий\"

    . Однако при всей их широте и мобильности, адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда скорость изменения окружающей природной Среды превышает

    приспособительные возможности организма человека, тогда наступают патологические явления, ведущие, в конечном счете, к гибели людей. В связи с этим возникает настоятельная потребность

    соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человека и человеческой популяции, определения допустимых пределов их воздействия на биосферу исходя из

    допустимых границ ее

    изменения. \"Человечество как живое вещество неразрывно связано с

    материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли с ее биосферой,- подчеркивал Вернадский.- Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну

    секунду\"

    Иначе говоря, человек как биосоциальное существо для полноценной жизнедеятельности и развития нуждается не только в качественной социальной среде, но и в

    естественной среде определенного качества. Это значит, что наряду с материальными и духовными потребностями объективно существуют потребности экологические, вся совокупность которых

    поражается биологической организацией человека. Экологические потребности - особый вид общественных потребностей. Человек нуждается в определенном качестве естественной среды его

    обитания. Лишь при сохранении должного качества таких фундаментальных условий существования людей как воздух, вода и почва возможна их

    полноценная жизнь. Разрушение хотя бы одного из этих жизненно важных компонентов окружающей

    среды привело бы к гибели жизни на Земле.

    Таким образом, экологические потребности также древни, как и потребности человека в пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей

    предшествующей истории их удовлетворение происходило автоматически, и люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило

    лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Сегодня всем ясно, что

    здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Было бы большим заблуждением полагать, будто бы с экологическим кризисом можно справиться с

    помощью одних лишь экономических мер. Экологический кризис обусловлен \"стрелками\", направлявшими движение нашей технократической цивилизации к конкретным ценностям и категориям, без

    корректировки которых нельзя приступить к радикальным изменениям. При

    переориентации категорий понятие природы должно стать центральным, так что само отношение человека к природе будет иным, чем было до

    этого. Важно понять и принять новые ценностные ориентиры, смысловые установки, создать новый образ человека - в противовес человекупотребителю человека гуманного по отношению к самому

    себе и природе. Без этой глобальной философской перестройки отношений в системе

    \" Человек- Природа\" все меры экономического, экологического,

    научно-технического характера будут иметь лишь частное значение и не смогут стать сколько-нибудь серьезным препятствием на пути на...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены