Сократический метод

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Сократический метод

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    Московский Государственный Технический Университет МАМИ

    Кафедра «Философии и Психологии»

    Реферат на тему

    Сократический метод

    Выполнил:

    студент 3-го курса

    факультета автомобилестроения

    группа: 5ЗАА5

    Кабанов А. М.

    Проверил:

    профессор

    Ивлев В. Ю.

    Москва 2011г.

    Содержание

    Введение ………………………………………………….......................3

    Мастерство диалога, как основа сократического метода ……………4

    «Сократический» метод и его суть …………………………………...6

    Применение Сократом его метода на практике …………………….10

    Заключение ……………………………………………………………18

    Список литературы …………………………………………………...19

    «Я знаю только то, что ничего не знаю...

    О том, что такое добродетель, я ничего не знаю…

    И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить

    и понять, что она такое»

    Сократ.

    Введени

    Сократ (469 – 399 до н.э.) - великий античный мудрец. Был сыном каменотеса (скульптора) Софроникса и повитухи Фенареты. Стоит у

    истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики и диалектики, политических и

    правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Его имя стало нарицательным. Он навсегда вошел в духовную культуру

    человечества.

    Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и

    мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув,

    сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не

    убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно

    актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

    Мастерство диалога как основа «сократического» метода

    В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и

    ответственности, общества. Согласно Плутарху, Сократ рассматривал подходящим для учения любое место, поскольку весь мир является школой благодетельности.

    Сократ увидел, что человек внутренне не пуст. Отсюда и знаменитое «Познай самого себя». Мудрец Сократ говорил, что глупость не в том,

    чтобы

    мало

    знать,

    в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не

    знаешь.

    Возможно, нам было бы значительно менее известно о жизни и личности Сократа, если бы не превратности его судьбы, если бы его

    деятельность не стала предметом судебного разбирательства, в результате которого ему был вынесен

    смертный приговор. Само же судебное преследование и осуждение Сократа приобрели характер принципиального общественно-политического вопроса, вокруг которого вскоре

    после его смерти разгорелась острая идейная борьба между теми, кто считал преследование философа правомерным, и теми, кто был с этим в корне не согласен. К числу

    последних, как мы уже знаем, относились ученики и друзья Сократа - философ Платон и историк Ксенофонт.

    Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного,

    методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политического кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду - на

    площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел беседы с афинянами и заезжими чужестранцами. Ставил перед ними философские,

    религиозно-нравственные задачи, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и

    софистов, вел неутомимую устную

    пропаганду своего этического идеализма.

    Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и начинал

    задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно

    хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой

    элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос (но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него,

    Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ продолжал спрашивать, и это доходило до того, что собеседник, в конце

    концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос? Сократ же совершенно

    спокойно отвечал, что не знает, и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью, гениальностью, избранностью Сократ и прославился.

    3. «Сократический» метод и его суть

    «Сократический

    » метод - его задача в обнаружении истины путем беседы, спора, полемики. Являлся источником идеалистической диалектики.

    Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих

    противоречий. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины.

    Сократ, опираясь на элейскую школу (Зенон) и софистов (Протагор), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о

    диалектическом способе мышления. Основные составные части «сократического» метода: «ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию. «Сократический» метод

    - это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного

    невежества.

    Сократ задавал вопросы в ироничной форме и увлекал собеседника своим «незнанием». Конечно, подобный ироничный и скрыто-издевательский

    подход не каждому был по душе. Но он не ставит своей задачей только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью

    добиться «истины». Продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика».

    Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что

    Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что

    сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чрев...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены