Средневековая философия

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Средневековая философия

    Реферат по философии

    студента

    курса факультета социологии

    Варнавского Евгения

    на тему «Средневековая Философия»

    Введение

    илософия, сформировавшаяся в эпоху античности, в последствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной

    жизни и объясняла законы природы.

    Однако после того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. Осуществляя грандиозную работу по

    осмыслению христианства, в первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая впоследствии развивалась в течение

    тысячелетия. Ее основой послужила античная философия с ее грандиозной системой неоплатонизма, сформировавшей универсальную целостную картину мира.

    Не только теология повлияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество,

    средневековую словесность, школы, университеты и научные дисциплины.

    2. Периоды средневековой философии

    Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько

    различных периодов и направлений.

    Патристика (

    II-VI век

    н.э.

    Свое название патристика получила от латинского слова «

    патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии.

    Патристику можно условно разделить на несколько периодов:

    Апостольский период (до середины

    века) – время деятельности апостолов-евангелистов.

    Апологетика (середина

    века – начало

    – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой

    философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская

    теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии

    Юстина,

    Татиана, Тертуллиана.

    Зрелая патристика

    (IV-VI) –

    Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее

    известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие

    западной:

    Аврелий Августин, Амвросий

    Медиоланский,

    Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

    Схоластика(

    VII-XIV)

    Слово «схоластика» происходит от слова

    schola

    школа)

    пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию,

    схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

    Реализм:

    Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают

    только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И

    только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что

    общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма:

    Аврелий Августин, Ансельм

    Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм

    Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

    Номинализм:

    Термин \"номинализм\" происходит от латинского \"

    nomen\" - \"имя\". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования

    некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие \"человек\" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации

    того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна

    голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии

    существуют не до вещей, а после вещей. Наиболее известным номиналистом был Пьер Абеляр Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая что бытие

    есть самостоятельные вещи внутри своей сущности.

    Идеи средневековой философии

    Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии –

    теоцентризм.

    Теоцентризм:

    В соответствии с принципом теоцентризма в средние века центром всего является Бог. Бог является источником всякого бытия, блага, высшую цель жизни видят в служении Богу. В средние

    века бог и религия – вот главные объекты философии, именно бог и религия изучается в то время ее служителями.

    Монотеизм:

    В отличие от античного многобожия – политеизма, средневековая философия признает лишь одного Бога.

    Идея богочеловека:

    В средние века человека лишь только начал осознавать свою специфичность. Идея исключительности человека в полной мере проявит себя лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм), но

    зарождение ее приходится на средние века, и огромную роль здесь сыграет Евангелие. Иисус Христос бог, сын бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий у обыденному, чем

    его отец.

    Креационизм:

    Идея сотворения мира Богом из ничего. Если творит бог, то, пусть в меньшей степени, должен творить человек. Однако существовала и противоположная точка зрения о том, что

    творчество – прерогатива исключительно Бога, а со стороны людей это считалось богохульством. Такого рода представления сдерживали развитие техники.

    Идея креационизма возвышает Бога над природой. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является

    трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и

    вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.

    Из идеи креационизма следует так называемый монистиче...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены