Структурные уровни организации материи концепции микро-, макро- и мегамиров

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Структурные уровни организации материи концепции микро-, макро- и мегамиров

    1.ВВЕДЕНИЕ

    Естественные науки, начав изучение материального мира с

    наиболее простых непосредственно воспринимаемых человеком ма­

    териальных объектов, переходят далее к изучению сложнейших

    объектов глубинных структур материи, выходящих за пределы че­

    ловеческого восприятия и несоизмеримых с объектами повседнев­

    ного опыта.

    Применяя системный подход, естествознание не просто выде­

    ляет типы материальных систем, а раскрывает их связь и соот­

    ношение.

    В науке выделяются три уровня строения материи:

    Макромир

    мир макрообъектов, размерность которых со­

    относима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километ­рах, а время — в секундах, минутах, часах,

    годах.

    Микромир

    — мир предельно малых, непосредственно не на­

    блюдаемых микрообъектов, пространственная разномерность ко­

    торых исчисляется от

    десяти в минус восьмой степени

    до десяти в минус шестнадцатой степени см, а время жизни - от бес

    конечности до десяти в минус двадцать четвертой степени сек.

    Мегамир

    — мир огромных космических масштабов и скоро­

    стей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а

    время существования космических объектов —

    миллионами и мил­

    лиардами лет.

    И хотя на этих уровнях действуют свои специфические зако­

    номерности, микро-, макро- и мегамиры теснейшим образом взаи­

    мосвязаны.

    2.МАКРОМИР

    : концепции классического естествознания.

    В истории изучения природы можно выделить два этапа: донаучный и научный.

    Донаучный

    , или

    натурфилософский

    , охватываем период

    античности до становления

    экспериментального

    естествознания

    1 вв. В этот период учения о природе носили

    чисто натурфилософский характер, наблюдаемые природные

    явления объяснялись на основе умозрительных философских

    принципов.

    Наиболее значимой для последующего развития естествен­ных наук была концепция дискретного строения материи —

    атомизм, согласно которому все тела состоят из атомов —

    мельчайших в мире частиц.

    Античный атомизм был первой теоретической программой

    объяснения целого как суммы отдельных составляющих его час­тей. Исходными началами в атомизме выступали атомы и пус­тота. Сущность протекания природных процессов

    объяснилась на основе механического взаимодействия атомов, их притяже­

    ния

    и отталкивания. Механическая программа описания

    при­

    роды, впервые выдвинутая в античном атомизме, наиболее полно реализовалась в классической механике, со становления

    которой начинается научный этап изучения природы.

    Поскольку современные научные представления о струк­

    турных уровнях организации материи были выработаны в ходе

    критического переосмысления представлений классической науки, применимых только к объектам

    макроуровня, то начи­

    нать исследование нужно с концепций классической физики.

    Формирование научных взглядов на строение материи от­носится к

    в., когда Г. Галилеем была заложена основа пер­вой в истории науки физической картины мира — механиче­

    ской. Он не просто обосновал гелиоцентрическую систему

    Н. Коперника и открыл закон инерции, а разработал методо­

    логию нового способа описания природы — научно-теорети­ческого. Суть его заключалась в том, что выделялись только

    некоторые физические и геометрические характеристики, кото­

    рые становились предметом научного исследования.

    Выделение отдельных характеристик объекта позволяло строить теоретические модели и проверять

    их в условиях научного эксперимента. Эта методологическая

    концепция, впервые сформулированная Галилеем в труде \"Пробирные весы\", оказала решающее влияние на становление

    классического естествознания.

    И. Ньютон, опираясь на труды Галилея, разработал строгую

    научную теорию механики, описывающую и движение небес­

    ных тел, и движение земных объектов одними и теми же зако­

    нами. Природа рассматривалась как сложная механическая

    система.

    В рамках механической картины мира, разработанной И.

    Ньютоном и его последователями, сложилась дискретная (корпускулярная) модель реальности Материя рассматривалась как

    вещественная субстанция, состоящая из отдельных частиц —

    атомов или корпускул. Атомы абсолютно прочны, неделимы, непроницаемы, характеризуются наличием массы и веса.

    Существенной характеристикой

    ньютоновского мира было трехмерное пространство евклидовой геометрии, которое абсо­

    лютно постоянно и всегда пребывает в покое. Время представ­лялось как величина, не зависящая ни от пространства, ни от

    материи.

    Философское обоснование механическому пониманию

    при­

    роды дал Р. Декарт с его концепцией абсолютной

    дуальности (независимости) мышления и материи, из которой следовало,

    что мир можно описать совершенно объективно, без учета чело­века-наблюдателя. Это убеждение, глубоко созвучное взглядам

    Ньютона, на десятилетия вперед определило направленность развития естественных наук.

    Итогом

    ньютоновской картины мира явился образ Все­

    ленной

    как гигантского и полностью детерминированного механизма, где события и процессы являют собой цепь взаимозависимых причин и следствий. Отсюда и вера в то, что

    теоретически можно точно реконструировать любую про­шлую ситуацию во Вселенной или предсказать будущее с аб­солютной определенностью.

    И.Р.Пригожин назвал эту веру в безграничную предсказуемость \"основополагающим мифом классической науки\".

    Механистический подход к описанию природы оказался не­

    обычайно плодотворным. Вслед за

    ньютоновской механикой

    были созданы гидродинамика, теория упругости, механическая теория тепла, молекулярно-кинетическая теория и целый ряд других, в русле которых физика достигла огромных успехов.

    Однако были две области — оптических и электромагнитных явлений, которые не могли быть полностью объяснены в рам­

    ках механистической картины мира.

    Разрабатывая оптику, И. Ньютон, следуя логике своего учения, считал свет потоком материальных частиц — кор­

    пускул. В корпускулярной теории света И. Ньютона утвер­

    ждалось,

    что

    светящиеся

    тела излучают мельчайшие части­

    цы, которые

    движутся

    в согласии с законами механики и

    вызывают ощущение света, попадая в глаз. На базе этой

    теории И. Ньютоном было дано объяснение законам отра­

    жения и преломления света.

    Наряду с механической корпускулярной теорией, осуществ­

    лялись попытки объяснить оптические явления принципиально

    иным путем, а именно на основе волновой теории, сформули­

    рованной

    .Гюйгенсом. Волновая теория устанавливала анало­

    гию между распространением света и движением волн на по­

    верхности воды или звуковых волн в воздухе. В ней предпола­галось наличие упругой среды, заполняющей все пространство,

    светоносного эфира Распространение света рассматривалось

    как распространение колебаний эфира, каждая отдельная точка эфира колеблется в вертикальном направлении, а колебания

    всех точек создают картину волны, которая перемещается в

    пространстве от одного момента времени к другому. Главным

    аргументом в пользу своей теории

    . Гюйгенс считал тот факт,

    что два луча света, пересекаясь, пронизывают друг друга без

    каких-либо помех в точности, как два ряда волн на воде.

    Согла...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены