Субъективный идеализм Джорджа Беркли

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Субъективный идеализм Джорджа Беркли

    Кемеровская государственная академия культуры и искусства

    Кафедра культурологии и искусствознания

    Субъективный идеализм Джорджа

    Беркли

    Реферат

    Исполнитель: Вострикова Екатерина Владимировна,

    помощник

    менеджера по рекламе, ООО «Пресса Сибири»

    Научный

    руководитель

    : кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и искусствознания Миненко Г. Н.

    Кемерово 2003

    Оглавление

    TOC \\o \"1-3\" \\f \\h \\z \\u

    Введение

    PAGEREF _Toc42861072 \\h

    Жизнь и творчество Дж. Беркли

    PAGEREF _Toc42861073 \\h

    Краткие сведения о биографии и творчестве

    PAGEREF _Toc42861074 \\h

    «Философские заметки» - начало философии

    Беркли

    PAGEREF _Toc42861075 \\h

    Субъективный идеализм Дж. Беркли

    PAGEREF _Toc42861076 \\h

    Теория зрения Беркли

    PAGEREF _Toc42861077 \\h

    Принципы человеческого

    знания

    PAGEREF _Toc42861078 \\h

    Философия физики

    PAGEREF _Toc42861079 \\h

    Заключение

    PAGEREF _Toc42861080 \\h

    Список литературы

    PAGEREF _Toc42861081 \\h

    Введение

    В данном реферате разрабатывается тема субъективно идеализма Джорджа Беркли. Эту тему нельзя на сегодняшний день назвать очень популярной и актуальной, но, тем не менее, она важна.

    «Так как Беркли разрабатывал свое учение, анализируя связь сознания с внешним миром, ни один философ, который ставит вопрос о природе человеческого духа, его

    отношения к миру, не может обойтись без учета философских разработок Беркли» (2, С. 167). Философия Беркли наложила свой отпечаток на все последующее развитие идеалистической мысли.

    Поэтому, конечно же, философии Беркли посвятили свои исследования многие ученые, и так как учение Беркли имеет ярко выраженный идеалистический характер, причем с явно религиозной

    направленностью, комментарии исследователей порой расходятся в диаметрально противоположных направлениях. А в советской философии Лениным было изначально заложено отрицательное

    отношение к берклианскому учению.

    Целью реферата является раскрытие сути философии Беркли, субъективного идеализма. Задачи здесь, следовательно, - это обзор его главных трудов и содержащихся в них идей. В связи с

    этим структура реферата следующая. Реферат состоит из двух глав, в первой из которых кратко дается обзор биографии и творческой деятельности Беркли и начальных позиций его философии на

    основе одного из первых его трудов «Философские заметки». Во второй главе уже непосредственно рассматриваются основные идеи его философии, исходя из его главных

    произведений «Опыт новой теории зрения» и «Трактат о принципах человеческого

    знания».

    Несмотря на известность и даже хрестоматийность учения Беркли при создании реферата возникли большие трудности с подбором литературы. В библиотеках города Кемерово нет современных

    (изданных после 1991 года) научных монографий о Беркли, а использовать книги, изданные в советское время, не представляется возможным, потому что учение Беркли

    как

    идеалистическое с точки зрения марксизма-ленинизма признавалось реакционным и в связи с этим рассматривалось исключительно с критической, а не объективной точки

    зрения, поэтому, к сожалению, в работе пришлось учебную литературу и статьи, опубликованные в Интернете.

    Джордж Беркли (1685 - 1753) родился в городе Келкени на юге Ирландии в семье мелкопоместных дворян. В пятнадцать лет он поступил в колледж Святой Троицы Дублинского клерикального

    университета. В 1704г. Беркли получил первую ученую степень бакалавра искусств. (2, С.163)

    В 1707 году закончил колледж и работал там некоторое время преподавателем еврейского и греческого языков. В том же году были опубликованы анонимно его первые научные произведения -

    два трактата по математике, а также в 1707 – 1708 годах Беркли пишет «Философские заметки», две тетради, в которых уже четко прослеживаются центральные идеи всей

    философии Беркли. (6)

    В 1709 году Он был возведен в сан дьякона, и с этого времени становится ревностным служителем церкви; вышла в свет первая работа Беркли, предвещающая его философское учение «Опыт

    новой теории зрения». В следующем году Беркли издает «Трактат о принципах человеческого

    знания», где с большим литературным мастерством представил свою систему взглядов, которая

    впоследствии довольно часто

    именовалась

    субъективным идеализмом.

    В 1713 году

    Беркли в качестве

    капеллана лорда Петерборо, чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля, отправляется в Италию. Тогда же он пишет одно из своих важнейших произведений – «Три

    диалога между Гиласом и Филонусом». На следующий год Беркли вернулся на родину, а в 1716 году снова едет в Италию, на этот раз в

    качестве гувернера (откуда он вернулся в Лондон в 1721 году). В 1718 году опубликовано произведение «О движении».

    В сентябре 1728 года Беркли с

    целью

    миссионерской

    деятельности отправляется на Род-Айленд. Беркли настойчиво добивался от короля и получил обещание выделить средства на создание колледжа для подготовки миссионеров

    из индейцев на Бермудских островах. Незадолго до своего отъезда сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер. Их семейная жизнь была счастливой. Как и в семье его отца, у Беркли было

    семеро детей, к которым он относился с большой любовью.

    Не дождавшись обещанных ассигнований на постройку колледжа, Беркли возвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу

    после приезда Беркли публикует свою работу

    «Алсифрон, или Ничтожный философ», направленную против английских философов-деистов Шефстбери, Мандевиля, Коллинза. В этом произведении Бекли отстаивает христианское

    вероучение и религиозную мораль. За «Алсифроном»

    последовало

    философско-математическое

    произведение «Аналитик».

    В мае 1734 г года Беркли был посвящен в духовный сан епископа Клойнского, после чего он вернулся в

    Ирландию

    поселился

    в местечке Клойн, где

    провел

    практически

    всю оставшуюся жизнь. Последним

    философским произведением Беркли был изданный в 1744 году «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований», в котором были соединены терапия, философия и

    мистика.

    августе 1752 г. Джордж

    Беркли

    покинул

    свою епархию. Последние несколько месяцев Беркли прожил в Оксфорде, где 14 января 1753 года скоропостижно умер.

    «Философские заметки» - начало философии

    Беркли

    «Философские заметки» - это одно из наиболее ранних произведений философа,

    уже в этих записях обозначены

    те полемические цели, центральные узлы, из которых разовьется философия Беркли. Полемика развернётся вокруг того, «что философы называют материей или телесной

    субстанцией», вокруг атеизма и критики свободомыслия. Центральное ядро, на основе которого разворачиваются позитивные положения философского мировоззрения Беркли, -

    принцип

    esse

    percipi

    («существовать значит быть воспринимаемым»). (6, С. 349)

    В заметке 290 из «Тетради В»

    Беркли пишет: «большая опасность заключается

    в предположении, что протяженность может существовать вне разума, то есть ее следует признать бесконечной, неизменной, вечной и т.д. это будет означать, что Бог

    протяжен (что кажется рискованным), либо будет предполагать наличие несотворенного, вечного, неизменного, бесконечного, существа, помимо Бога.» (1, С.8) И хотя вер...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены