Философия (аспирантура ГУУ)

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Философия (аспирантура ГУУ)

    Квасов Г.Г., Гордиенко Л.Н.

    К32 Философия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЗАО \"

    Фин-

    статинформ

    \", 1998. — 64 с.

    © Государственный университет управления, 1998

    © Оформление. ЗАО «

    Финстатинформ», 1998

    ФИЛОСОФИЯ

    ЕЕ

    РОЛЬ

    ДУХОВНОЙ

    ЖИЗНИ

    ОБЩЕСТВА

    ЧЕЛОВЕКА

    Для того чтобы понять сущность и своеобразие философии как

    типа мировоззрения, нужно остановиться прежде всего на анализе

    самого понятия «мировоззрение». Важно усвоить, что мировоззрение есть совокупность обобщенных взглядов на окружающую действи­тельность, на мир в целом, выражение отношения

    человека к этому

    миру, к людям, к самому себе и к своему месту в мире.

    Для философии, в отличие от других типов мировоззрения, ха­рактерна особая роль теории. Это целостная система знаний, взгля­

    дов, призванная решать вопросы о сущности природы, общества, человека и его сознания. Ее ответы на глубочайшие вопросы окру­жающего мира и человеческой жизни логически

    непротиворечивы,

    доказательны, основаны на данных науки.

    Исторически первой формой мировоззрения была мифология,

    возникшая в период становления человеческого общества. Ее харак­

    теризует образное, эмоциональное, целостное восприятие мира че­

    ловеком, в котором он как бы растворяется, сливается с природой.

    В структуре мифологического мировоззрения господствуют пред­

    ставления и образы, уподобляющие природу явлениям повседневной человеческой жизни. Мифологическое мышление не знает абстракт­

    ных понятий, в нем отсутствует четкое различение необходимого и случайного, отдельного и общего, человеческого и природного, ес­

    тественного и сверхъестественного, духовного и телесного, чисто умозрительного и реально существующего. Сознание людей в пер­вобытном обществе, по мнению исследователей

    этого периода, но­

    сило недифференцированный, слитный, синкретический характер.

    Это был единый поток мифологических представлений о племенных божествах и сверхъестественных силах, зарождающихся нравствен­

    ных нормах, зачатках научных знаний.

    Как и мифология, религия обращается к воображению человека

    и его чувствам, однако, в отличие от мифа, она не смешивает земное

    и священное, а как бы удваивает мир — на земной и

    сверхприродный,

    божественный мир. Сложившимся мировым религиям присущи пред­ставления о вечности, ценностное восприятие жизни, поиск ее выс­ших целей и смысла. В этом аспекте религиозные

    постулаты взаи­

    модействуют с философскими, а порой (например, этические) совпа­

    дают при общих мировоззренческих различиях.

    Философия как мировоззрение охватывает фундаментальные ос­

    нования целостного мира, уделяя особое внимание человеку. Ее ин-

    тересуют

    вечные вопросы: Как произошел человек? В чем сущность

    человека и смысл жизни? Что такое истина, добро, справедливость,

    красота? Что есть жизнь и смерть? Что такое бессмертие? Сущность философии в том, что она позволяет теоретически осмыслить бытие, дает знания о всеобщих началах, связях,

    отношениях целостного и

    противоречивого мира, что она есть духовно-ценностное постижение жизни человека. Она оперирует предельно общими, всеобщими по­

    нятиями, называемыми категориями, и осмысливает общечеловечес­

    кие духовные ценности, а потому и является всеобщей методологией

    научного познания и духовной культуры, социально-культурной, со­

    зидательной деятельности человека, межличностного общения.

    Философские категории, такие, как материя, сознание, движение, пространство, время, причинность, возможность, необходимость,

    свобода, идеал, действительность,

    находятся в основании любого

    рода деятельности. А такие философские понятия, как истина, пре­

    красное, добро, справедливость, мораль, нравственность, разум, воз­

    вышенное, героическое, гармония, творчество, культура, гуманизм,

    яв­

    ляются мировоззренческой основой культуры.

    Предмет философии следует рассматривать как круг проблем,

    раскрывающих основания познавательной, нравственной, художест­венной, практической деятельности, как осмысление сущности и со­держания высших ценностей, конечных целей

    человеческой жизни. Поэтому философия является учением о всеобщих формах бытия,

    мышления, ценностного отношения человека к действительности.

    Итак, в центре философии находится теоретически обобщенное рассмотрение мира в целом как всеобщей реальности, как единства

    природы, человека и общества. Со времени И. Канта (1724—1804), представителя классической философии, главным вопросом фило­

    софского мировоззрения гуманистической направленности является

    вопрос: Что есть человек? Это краткое выражение самой глубокой сущности философии конкретизируется им в трех вопросах: что я могу знать (вопрос о возможностях разума и

    человеческого позна­

    ния)? Что я должен делать (вопрос о применении полученных знаний

    в практической деятельности, о нравственном долге перед общест­вом, перед людьми и перед самим собой)? На что я могу надеяться (вопрос о духовных силах человека,

    осознавшего свое высокое при­звание, благородный смысл жизни, опирающегося на силу чистой совести, народные традиции, солидарность добрых людей, силу на­

    стоящей любви, крепость своего характера)? Заметим, что нами дана

    современная трактовка этих вопросов, отвечающая содержанию

    представлений классика философской мысли, выдающегося гуманис­

    та.

    В работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической

    немецкой философии» (1886) сформулирован основной вопрос фи-

    фии, суть которого состояла в выделении двух основных начал

    станций) существующего мира — материального и идеального,

    материи и сознания, духа. Главным было определение основопола­гающего значения одного из этих начал. Сегодня можно было бы

    употребить для выражения этой мысли термин «

    системообразующая

    роль» субстанции. В зависимости от того, как философ решает этот основной вопрос: какое из этих начал он считает определяющим,

    фундаментальным, порождающим другое, т.е. первичным нача­

    лом, — все философы, по представлению Энгельса, делятся на два

    лагеря. Те, которые утверждали, что дух, идеальное начало, суще­

    ствовал прежде природы, и, следовательно, так или иначе признавали

    сотворение мира, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, материю, примкнули к различ­

    ным школам материализма.

    Позднее, в начале

    в., эти представления об основном вопросе

    философии и делении философов на два лагеря поддержал и поли­тизировал В.И. Ленин, связав это деление с принципом партийности

    в философии и классовой борьбой в обществе, хотя в своих «Фило­софских тетрадях», конспектируя «Науку логики» Гегеля, он обога­тил представление об идеализме, отделил «глупый

    материализм» \'односторонний, примитивный) от «умного материализма», носяще­

    го диалектический характер. Затем эти представления были еще

    более

    идеологизированы, упрощены и многократно тиражированы

    в учебной литературе по философии в период культа личности И.В.

    Сталина, вплоть до

    съезда КПСС (1956 г.), разоблачившего культ

    личности Сталина. После решений съезда в духовной культуре, в

    общественной науке начался этап освобождения марксистской

    м...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены