Философия Канта

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Философия Канта

    2ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

    2РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    кафедра

    философии

    2Р Е Ф Е Р А Т

    Студента гр.М11 иМЭО:

    Научный руководитель:

    2М О С К В А

    1 9 9 4 г.

    - 2 -

    2ВВЕДЕНИЕ.

    На вопрос:

    \"Что дает человеку наука?\" - многие

    склонные

    будут ответить:

    \"Она

    вооружает

    людей

    знаниями,

    новыми

    средствами практического господства над миром и тем самым уве-

    личивает их уверенность в собственных силах\".

    Это утверждение

    выглядит бесспорным, но, как всякая азбучная истина, оно выра-

    жает суть дела огрубленно и потому неадекватно.

    Воздействие науки на

    человека

    двойственно.

    Прежде

    чем

    предложить ему действительные знания, она разрушает массу фик-

    тивных представлений,

    долгое время казавшихся

    действительным

    знанием. Прежде

    чем

    вызвать

    жизни новые средства практи-

    ческого господства над миром,

    она безжалостно

    дискредитирует

    инструменты фиктивного

    воздействия на реальность,

    надежность

    которых до поры до времени ни у кого не вызывало сомнения. На-

    ука разрушает ложную и наивную уверенность,

    часто не будучи в

    состоянии сразу предложить новую,

    столь же прочную,

    широкую,

    субъективно удовлетворяющую.

    именно

    установления этого

    факта должно,

    на мой взгляд,

    начинаться обсуждение вопроса о

    взаимоотношении науки и нравственности.

    2ГЛАВА I.

    Почти все

    исследователи древности с удивлением отмечали,

    что в

    так

    называемые

    \"донаучные\"

    эпохи

    человек

    вовсе

    не

    чувствовал себя окруженным непознанным,

    проблематичным миром.

    Напротив, чем дальше заходим мы в вглубь истории, тем решитель-

    нее заявляет о себе 0Такие разные по методу и

    исходным установкам исследователи первобытного

    общества,

    как

    Шуртц, Тейлор и Леви-Брюль,

    единодушно признают поразительное

    \"эпистемологическое самомнение\" древних народов.

    Туземец \"знает все\":

    нет такого вопроса,

    который бы по-

    верг его в сомнение или поставить в тупик.

    Окружающий мир мо-

    жет казаться

    ему

    враждебным,

    коварным,

    исполненным

    злого

    умысла, но он вовсе не существует для него

    качестве

    1неиз-

    0Туземец часто боится того, что в действительности не

    заслуживает страха (и в этом смысле его реакция на мир ирраци-

    ональна), однако ему неизвестен страх перед непознанным.

    Вера в то,

    что мир,

    а также личная судьба

    каждого

    уже

    познаны и

    надо

    только найти способ заполучить это всезнание,

    составляет существеннейший аспект 0(оккультного

    миро-

    воззрения). В

    систематической

    форме

    вера в наличие готового

    универсального знания входит в качестве

    обязательного

    компо-

    нента и в любое развитое религиозное мировосприятия.

    Нарождающаяся наука вырастает вовсе не в атмосфере

    остро

    переживаемого незнания.

    Напротив,

    она

    повсюду

    вторгается в

    царство уже

    сложившихся

    уверенностей,

    утешительных

    види-

    мостей, искусственно сглаженных противоречий.

    Наука приносит не знания вообще,

    а логически

    эмпери-

    чески удостоверенное знание, в каждый данный момент охватываю-

    щее достаточно узкий круг явлений.

    Объем объяснений,

    которые

    она доставляет,

    просто

    не соизмерим с объемом псевдообъясне-

    ний, которые она отбрасывает. И это ситуация не только возник-

    новения науки,

    но

    каждого

    нового значительного открытия.

    Прочное научное достижение можно сравнить с небольшим по

    раз-

    меру добротным зданием, окруженным руинами \"спекулятивного го-

    рода\", обломками разного рода \"времянок мыслей\" (наивной

    уве-

    ренности и ложных упований),

    в которых люди могли чувствовать

    себя вполне уютно.

    Зависимость между научным знанием и мнимым всезнанием хо-

    рошо передается концепцией,

    рассматривающей всякое

    фундамен-

    тальное теоретическое

    наложенного

    на известные практические ожидания (как установление новой об-

    ласти неразрешимых задач).

    Основные законы наук - как естест-

    венных, так и социальных - почти всегда могут быть

    переведены

    в форму негативных норм,

    1что нельзя сделать и на

    0Классическая механика наложила вето на ши-

    рокую область практических мечтаний (например, на надежду соз-

    дать вечный двигатель). Химия заставила расстаться с радужными

    ожиданиями в отношении алхимических опытов. Научная теория об-

    щества наложила запрет на утопические проекты молниеносной пе-

    рестройки существующей социальной организации.

    Развитие науки есть в этом смысле процесс отрезвления че-

    ловеческого ума,

    открытие

    все новых свидетельств объективной

    неподатливости бытия,

    все новых областей невозможного на дан-

    ном уровне развития знания и практики.

    Соотношение между тем, что дает наука, и тем, что она от-

    - 4 -

    нимает, можно наглядно представить с помощью следующей притчи.

    Представим себе,

    что некий человек (пусть это будет

    ку-

    пец) является обладателем 1000 монет, которые он считает золо-

    тыми. Однажды в дом к купцу

    приходит

    странник

    \"сказочный

    гость\", искушенный и щедрый.

    Странник умеет, во-первых, отли-

    чать подлинные золотые

    монеты

    от

    поддельных

    во-вторых,

    искусственно изготовлять золото.

    Осмотрев богатого купца,

    странник сообщает ему,

    что

    из

    1000 монет,

    которые

    тот считает золотыми,

    настоящих золотых

    только пять,

    а все остальные фальшивые.

    Будучи человеком

    не

    только искушенным,

    но и щедрым,

    странник изготовляет и дарит

    купцу еще пять подлинных золотых монет (делать золото

    быстрее

    он не умеет).

    Увеличилось ли реальное богатство купца?

    Несомненно. Оно

    возросло вдвое.

    Прежде

    купец обладал только пятью подлинными

    золотыми монетами,

    а теперь имеет десять. Но несомненно и то,

    что прежде

    купец ощущал,

    сознавал себя в 100 раз более бога-

    тым. В известном смысле странник,

    который облагодетельствовал

    купца дважды

    (один раз,

    когда открыл ему,

    что его богатство

    фальшивое, другой раз - когда увеличил действительное

    состоя-

    ние купца

    на 5 золотых монет),

    одновременно и обездолил его.

    Фиктивное богатство купца было для него самого совершенно

    ре-

    альным. Оно давало ему сознание своей силы и могущества,

    поз-

    воляло идти на рискованные предприятия,

    быть стойким в

    своих

    притязаниях и т.д.

    Тем самым, при всей своей фиктивности, оно

    могло быть источником вполне реальных жизненных успехов.

    Купец имеет

    все

    основания предъявить страннику иск:

    верил, что у меня 1000 монет, ты отнял эту веру; возьми обрат-

    но свой

    подарок

    верни

    уверенность,

    которая помогала мне

    жить!\" На это странник вынужден будет ответить: \"Я не знаю как

    это сделать. Я еще не умею изготовлять золото так быстро, что-

    бы полностью возместить твои фальшивые монеты подлинными,

    и я

    не умею

    превращать

    разоблаченную иллюзию в иллюзию,

    которая

    еще не разоблачена\".

    Объем разрушенных иллюзий всегда на много превышает объем

    тех достоверностей и реальных возможностей,

    которые

    наука

    данный момент

    доставляет.

    Мало того,

    разрушительная работа,

    которую наука производит по отношению

    уже

    существовавшему

    донаучному знанию,

    обычно оказывается тем большей, чем значи-

    тельнее ее созидательный конструктивный

    вклад

    в человеческие

    представления о мире. Чтобы конкретнее понять эту зависимость,

    важно учесть, что нет никакого предустановленного с...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены