Философские аспекты теории относительности А. Эйнштейна

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Философские аспекты теории относительности А. Эйнштейна

    Р Е Ф Е Р А Т

    Философские аспекты теории относительности

    Эйнштейна

    Горинов Д.А.

    Пермь 1998г.

    Введение.

    В конце XIX начале XX веков был сделан ряд крупнейших открытий, с которых началась революция в физике. Она привела к пересмотру практически всех классических теорий в физике.

    Возможно, одной из самых крупных по значимости

    и сыгравших наиболее важную роль в становлении современной физики наряду с квантовой теорией была теория относительности А.Эйнштейна.

    Создание теории относительности позволило пересмотреть традиционные взгляды и представления о материальном мире. Такой пересмотр существовавших взглядов был необходим, так как в

    физике накопилось много проблем, которые не могли быть решены с помощью существовавших теорий.

    Одной из таких проблем был вопрос о предельности скорости распространения света, которая

    с точки зрения господствовавшего тогда принципа относительности Галилея, основывавшегося на преобразованиях Галилея, исключалась. Наряду с этим существовало

    множество экспериментальных фактов в пользу представлений о постоянстве и предельности скорости света (универсальной постоянной). Примером здесь может служить осуществленный в 1887 г.

    опыт Майкельсона и Морли показавший, что скорость света в вакууме не зависит от движения источников света и одинакова во всех

    инерциальных системах отсчета. А также наблюдения датского астронома Оле Ремера, определившего еще в 1675г. по запаздыванию затмений спутников Юпитера конечную

    величину скорости света.

    Другая значимая проблема, возникшая в физике, была связана с представлениями о пространстве и времени. Существовавшие в физике представления о них основывались на законах

    классической механики, поскольку в физике господствовал взгляд, согласно которому всякое явление имеет, в конечном счете, механистическую природу, так как принцип относительности

    Галилея представлялся всеобщим, относящимся к любым законам, а не только к законам механики. Из принципа Галилея, основывавшегося на преобразованиях Галилея, следовало, что

    пространство не зависит от времени и наоборот время от пространства.

    Пространство и время мыслились как заданные и независимые друг от друга формы, в них укладывались все делавшиеся в физике открытия. Но такое соответствие положений физики

    концепции пространства и времени существовало лишь до тех пор, пока не были сформулированы законы электродинамики, выраженные в уравнениях Максвелла, так как выяснилось, что уравнения

    Максвелла не инвариантны относительно преобразований Галилея.

    Незадолго до создания теории относительности, Лоренцем были найдены преобразования, при которых уравнения Максвелла оставались инвариантными. В этих преобразованиях, в отличие

    от преобразований Галилея, время в различных системах отсчета не было одинаковым, но самым главным было то, что из этих преобразований уже не следовало, что пространство и время

    независимы друг от друга, так как при преобразовании координат участвовало время, а при преобразовании времени - координаты. И как следствие этого встал вопрос - как поступить?

    Существовало два решения, первое - считать, что электродинамика Максвелла ошибочна, или второе - предположить, что классическая механика с ее преобразованиями и принципом

    относительности Галилея является приближенной и не может описать всех физических явлений.

    Таким образом, на этом этапе в физике проявились противоречия между классическим принципом относительности и положением об универсальной постоянной, а также между классической

    механикой и электродинамикой. Было много попыток дать другие формулировки законам электродинамики, но они не увенчались успехом. Все это сыграло роль предпосылок к созданию теории

    относительности.

    Работы Эйнштейна наряду с громадным значением в физике имеют, также, большое философское значение. Очевидность этого следует из того, что теория относительности связана с такими

    понятиями как материя, пространство, время и движение, а они являются одними из фундаментальных философских понятий.

    Диалектический материализм

    нашел аргументацию своим представлениям о пространстве и времени в теории Эйнштейна. В диалектическом материализме дается общее определение пространства и времени

    как форм бытия материи, а следовательно, они неразрывно связаны с материей, неотрывны от нее. «С позиций научного материализма, который основывается на данных частных наук,

    пространство и время - не самостоятельные независимые от материи реальности, а внутренние формы ее бытия»

    . Такую неразрывную связь пространства и времени с движущейся материей с успехом показала теория относительности Эйнштейна.

    Были также попытки использовать теорию относительности идеалистами в качестве доказательства своей правоты. Так, например, американский физик и философ Ф. Франк говорил, что

    физика ХХ века, особенно теория относительности и квантовая механика остановили движение философской мысли к материализму, основанное на господстве механической картины мира в прошлом

    веке. Франк говорил, что «в теории относительности, закон сохранения материи больше не имеет силы; материя может превращаться в нематериальные сущности, в энергию»

    Однако все идеалистические трактовки теории относительности основываются на искаженных выводах. Примером этому может служить то, что иногда идеалисты

    подменяют философское содержание понятий \"абсолютное\" и \"относительное\"

    физическим. Они утверждают, что поскольку координаты частицы и ее скорость всегда

    останутся сугубо относительными величинами (в физическом смысле), т. е. они

    никогда не превратятся даже приближенно в абсолютные величины и поэтому, якобы,

    никогда не смогут отражать абсолютную истину (в философском смысле)

    действительности же координаты и скорость, не смотря на то, что не обладают абсолютным

    характером (в физическом смысле), являются приближением к абсолютной истине.

    Теория относительности устанавливает относительный характер пространства и

    времени (в физическом смысле), а идеалисты толкуют это как отрицание ею

    объективного характера пространства и времени. Относительный характер

    одновременности и последовательности двух событий вытекающий из относительности времени,

    идеалисты пытаются использовать для отрицания необходимого характера причинной

    связи. В диалектико-материалистическом понимании и классические представления

    о пространстве и времени и представления о теории относительности есть

    относительные истины, включающие в себя лишь элементы абсолютной истины.

    Материя

    До середины

    века понятие материи в физике было тождественно понятию вещества. До этого времени физика знала материю только как вещество, которое могло иметь три состояния. Такое представление

    о материи имело место из-за того, что «объектами изучения

    классической физики являлись лишь движущиеся материальные тела в виде вещества, кроме вещества естествознание не знало других видов и состояний материи

    (электромагнитные процессы относили или к вещественной материи, или к ее свойствам)»

    . По этой причине механические свойства вещества были признаны универсальными свойств...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены