"Философские и социально-политические взгляды Юсуфа Баласагуни"

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: "Философские и социально-политические взгляды Юсуфа Баласагуни"

    Кыргызско- Российский Славянский университет

    Экономический факультет

    Кафедра философии и социально-политических наук

    На тему: \"Философские и социально-политические взгляды Юсуфа Баласагуни\"

    Выполнил: Дубровец В.

    гр.М-3-06

    Проверил: Токтосунов С.

    Бишкек 2007

    TOC o \"1-3\" h z u

    Введение. PAGEREF _Toc185143202 h 2

    Философские взгляды. PAGEREF _Toc185143203 h 4

    Общественно-политические взгляды.. PAGEREF _Toc185143204 h 6

    Заключение. PAGEREF _Toc185143205 h 11

    Литература. PAGEREF _Toc185143206 h 12

    Введение

    Информацию о жизнедеятельности автора поэмы \"Кутадгу билиг\" можно прежде всего почерпнуть из нескольких отрывков, разбросанных в поэме и двух предисловиях к его сочинению, из которых

    одно - в прозе, а другое - в стихах.

    Согласно имеющимся сведениям Юсуф родился в городе Баласагун, известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с достаточной степенью достоверности.

    Предположительно этот город следует искать в Семиречье, в Чуйской долине, неподалеку от современного города Токмака.

    Баласагун был одним из самых больших городов, крупным торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Оно представляло собой в этногенетическом плане объединение ряда тюркских

    племен, возвысившихся в начале Х в., и просуществовало в течение трех веков. Социально-экономической основой каганата было специфическое соединение кочевого и оседлого хозяйства.

    Юсуф Баласагуни был выходцем из определенной культурной зоны и политического региона, охватывающего в свое время Отрар (Фараб), Шаш (Ташкент), Тараз, Чуйскую долину, Прииссыккулье,

    Фергану, Кашгари. В культурноязыковом отношении он - общий предок тюркоязычных народов, в географическом - близок к казахам и киргизам, конкретно - к тюркскому племени чигилей.

    Образование Юсуф Баласагуни получил в признанных культурных центрах того времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владея арабским и персидским языками, он проработал

    философские и научные сочинения по различным отраслям знания. Светские люди того времени отличались многосторонностью интересов, увлекаясь наряду с философией и наукой, поэзией и

    политикой, игрой в шахматы. Широкообразованный, умудренный жизненным опытом, он прибыл в Кашгар и здесь в течение восемнадцати месяцев напряженной работы написал большое поэтическое

    произведение. По сведениям турецкого философа Р.Р.Арата, автору к моменту завершения поэмы было около 54 лет. Если верить этому, то Юсуф Баласагуни родился в 1015-1016 гг. По мнению

    другого исследователя тюркоязычной поэзии А. Дильачара дата его рождения определяется 1018 г. Свое знаменитое произведение он посвятил Табгач-Богра-Кара-Хакан-Али Хасану из династии

    Караханидов, за что поэту было пожаловано звание хасс-хаджиб -\"министра двора\" или \"главного камергера\".

    Философские взгляды.

    Под влиянием взгядов крупных перипатетиков Востока (Аль-Фараби, Беруни, Ибн Сины) у Баласагына формируется пантеистический взгляд на окружающий мир. Ибо, по его глубокому убеждению,

    сотворенный богом мир существует и развивается самостоятельно по своим внутренним закономерностям. В политико-правовом контексте «Кутадгу билим» представляет собой исключительную значимость как

    своеобразный кодекс этических норм и правил поведения феодального общества. В его взглядах на модели мира и его развитие содержится ряд материалистических идей, где мыслитель исследует закономерности

    расположения и движения небесных тел и планет. Не случайно Ж.Баласагын, изучая звездный мир, описывает 12 знаков зодиака. Учение Баласагына о строении Вселенной имеет много общего с системой

    Аристотеля-Пталомея. Однако, исходя из достижений естественных наук своего времени, мыслитель отстаивает концепцию о шарообразности Земли, которая вращается вокруг своей оси. Продолжая традиции

    древних философов, он считал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел (земля, воздух, вода и огонь), которые являются основой мира и жизни на земле. По его концепции 4

    природных элемента не только качественно отличаются друг от друга, но и тесно связаны между собой. Отсюда он полагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырех стихий. Наивный

    материализм Жусупа тесно связан с его стихийно- диалектическим воззрением. Он утверждал, что все явления природы и общества развиваются и изменяются закономерно.

    В области гносеологии философ выдвинул плодотворные идеи о происхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. В теории познания поэта имеются материалистические

    тенденции. Как и другие представители восточного перипатетизма, он выступает как рационалист и рассматривает разум как творческую силу, инструмент познания существенных связей предметов материального

    мира. По его концепции разум озаряет человека светом знаний. В то время поэт не отрицал роли чувственного восприятия в познании истины. Важно подчеркнуть, что мыслитель правильно ставит вопрос о роли

    головного мозга в интеллектуальной деятельности человека, и потому в «Кутадгу Билиг» поэт отразил стремление передовых представителей общества изучать светские науки, свободно мыслить. В связи с этим

    особое внимание своих современников Жусуп обращает на то, что познание невозможно без знания: чтобы глубже познать мир необходимо систематически пополнять свое образование и знания. Знания в

    деятельности человека – это здоровье, свет души, мудрость, счастье и т.д. Жусуп Баласагын прекрасно осознавал, что завоеванные области удержать силой оружия не удастся. Для чего необходим хорошо

    организованный государственный аппарат: достаточно сильный, чтобы противостоять постоянной угрозе внешних вторжений; достаточно гибкий, чтобы защищать интересы привилегированных слоев населения;

    достаточно подготовленный, чтобы упорядочить налоги и сборы внутри страны. Взгляды мыслителя на общество и человека несет в себе глубокий гуманизм и насыщены рационалистическим подходом к осмыслению

    процессов, происходящих в обществе, признанием важной роли материальных факторов. Баласагын внес значительный вклад в разработку традиций реализма в мировоззрения прогрессивных мыслителей

    Средневековья.

    Мировоззрение поэта явилось синтезом культурных достижений Востока и Запада XI века. Оно отразило в себе сильные и слабые стороны предшествующего ему периода. Пантеистическое учение,

    развиваемое мыслителем, насыщенное реалистическими идеями, рациональными подходами к явлениям социоприроды содержало в себе большие возможности для отрицания необъективных идей теологии и идеализма.

    Вместе с тем следует заметить, что в решении многих вопросов философской и социологической мысли он колебался, допускал немало ошибок и далеко не всегда был свободен от влияния теологии и мистики.

    Несмотря на ограниченный характер мировоззрения Жусупа Баласагына, его нравственная дидактика в целом весьма прогрессивна для того времени. Его поэма несла в себе основные черты народных

    представлений о морали, нормах и правилах поведения человека, характерных для прогрессивной эпохи не только средневековья, но и созвучных с ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены