Философские категории как отражение действительности в процессе познания

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Философские категории как отражение действительности в процессе познания

    ATC 97-021

    Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения

    Реферат

    по

    философии

    «Философские категории как отражение действительности в процессе познания»

    Выполнил: студент

    го курса

    Балахонов Игорь Евгеньевич

    Южно-Сахалинск 1998

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Р Е Ф Е Р А Т А :

    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

    I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

    1. Единство и борьба противоположностей

    ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ .

    I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА

    II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В

    КАЧЕСТВЕННЫЕ

    1. Понятие о качестве и количестве

    2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития

    3. Скачки

    \"ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ\"

    ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

    I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ

    ОТРИЦАНИЯ

    Диалектическое отрицание и его роль в развитии

    а) диалектическое и метафизическое понима­ние отрицания

    2. Прогрессивный характер развития

    а) развитие как прогресс

    б) спиралевидный характер развития

    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

    Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практики, показало, что явлениям действительности

    присущ полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. В математике - плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в

    физике - положительные и отрицательные заряды; в механике - притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии

    - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в

    физиологии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих,

    противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осмысления процессов

    изменения, развития.

    Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой школе занимают \"предельные\", крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ,

    правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета

    (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

    Диалектическим

    противоположностям

    присуще

    единство,

    взаимосвязь: они взаимодополняют друг друга,

    взаимопроникают,

    сложным

    образом взаимодействуют между собой.

    Отношение между диалектическими

    противоположностями

    всегда

    носит

    динамичный характер.

    Они способны переходить одна в другую, меняться местами

    и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они

    перестают быть

    противоположностями

    по

    отношению

    друг

    другу.

    Таким

    образом, о диалектических

    противоположностях

    бессмысленно

    говорить

    порознь,

    вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

    Например,

    атом

    представляет

    собой

    единство

    двух его

    необходимых

    составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о

    простейшей

    структуре

    атома,

    то

    есть

    об

    атоме

    водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже

    иным образом, в каких-то связях. Соответственно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома.

    В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы изменения, развития, как и в обществе (где это обнаруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой

    и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо

    диалектическим противоречием. Иначе говоря, термин \"единство и борьба противоположностей\" и \"диалектическое противоречие\" заключают в себе одно и то же содержание. Правда,

    надо

    учитывать,

    что

    если

    общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной

    борьбе социальных

    групп,

    людей,

    столкновению

    их

    реальных

    интересов

    т.д.,

    то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу)

    слово

    \"борьба\" не следует понимать буквально.

    Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач \"борются\"

    операции

    сложения

    вычитания,

    возведения

    в степень и извлечения корня, что в процессе

    обмена

    веществ

    \"борются\"

    процессы ассимиляции

    диссимиляции

    веществ

    т.д.

    Очевидно,

    что

    термин

    \"борьба противоположностей\" по отношению ко всем этим явлениям имеет специальный

    смысл, что слово \"борьба\" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы \"единство-и-борьба

    противоположностей\".

    В истории культуры издавна существовали концепции, в которых признавалась такая полярность (борьба противоположностей), но трактовалась в духе взаимодополнительности,

    взаимоуравновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического сознания и для тесно связанных с ним ранних философских

    систем. Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и левого, женского и мужского начал), являлись для

    мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского \"гомеостаза\", то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восстановления равновесия между этими

    полярностями.

    Английский философ К.Поппер пишет: \"Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками,

    подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с помощью слова \"полярность\". Пример такой структуры -

    существование положительного и отрицательного электричества\".

    Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их \"пульсацию\", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых

    процессов существования, изменения и развития всего сущего. Соотношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли,

    значимости в рамках противоречивого единства изменяющегося, развивающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, \"удельный вес\" другой противоположности, их

    напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем.

    I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

    Закон единства и борьбы противоположностей В. И. Ле...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены