Философские мысли в творчестве Ф.М. Достоевского

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Философские мысли в творчестве Ф.М. Достоевского

    Философские мысли в творчестве Ф.М. Достоевского

    Федор Михайлович Достоевский

    (1821

    -— 1881) принадлежит столько же литературе, сколько и филосо­фии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он

    доныне вдохновляет философскую мысль. Ком­ментаторы Достоевского продолжают реконструировать его идеи,

    —и самое разнообразие этих комментарий зависит не от какой-либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а, наоборот, от сложности и глубины их. Конечно,

    Достоев­ский не является философом в обычном и банальном смы

    сле слова,

    —у него нет ни одного чисто-философского сочинения. Он мыслит как художник,

    —диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных «героев». Выска­зывания этих героев, часто имеющие самостоятельную идей­ную ценность, не могут

    быть отрываемы от их личности,

    — так, Раскольников, независимо от его идеи, сам по себе, как личность, останавливает на себе внимание: его нельзя

    отде

    лить от его идеи, а идеи нельзя отделить от того, что он пе­реживает... Во всяком случае, Достоевский принадлежит рус­ской

    —и даже больше

    —мировой философии.

    Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа,

    —это темы антропологии, философии исто­рии, этики, философии религии. В этой области обилие и глубина идей у Достоевского поразительны,

    — он принадле­жит к тем творческим умам, которые страдают от изобилия, а не от недостатка идей. Не получив систематического фило­софского образования, Достоевский очень

    много читал, впи­тывая в себя чужие идеи и откликаясь на них в своих раз­мышлениях. Поскольку он пробовал выйти за пределы чисто-художественного творчества (а в нем несомненно был

    ог­ромный дар и темперамент публициста), он, все равно, оста­вался мыслителем и художником одновременно всюду. Его «Дневник Писателя», оригинальный по своему стилю, посто­янно заполнен

    чисто-художественными этюдами. Остановимся на его биографии. Федор Михайлович Достоевский родился в семье военного врача, жившего в Москве

    \"). Детство его протекало в благо­приятной обстановке; приведем собственные слова Достоев­ского: «я происходил из семейства русского и

    благочестиво­го... Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть ли не с первого года; мне было всего лишь десять лет, когда я знал почти все главные эпизоды русской истории». По окончании

    «подготовительного» училища, Достоевский, вместе со стар­шим братом, поступил в Военно-Инженерное Училище (в Петербурге). В эти годы в его семье произошла тяжелая дра­ма

    — его отец был убит крестьянами его деревни (мстивши­ми ему за свирепость). «Семейное предание гласит,

    —пишет по этому поводу дочь Достоевского

    — что с Достоевским при первом известии о смерти отца сделался первый припадок эпилепсии». В годы пребывания в Инженерном Училище До­стоевский свел дружбу с неким И.

    Шидловским

    \"), «ро­мантиком, обратившимся (позже) на путь религиозных иска­ний» (по характеристике его биографа), имевшим несомнен­ное влияние на Достоевского. «Читая с ним (то есть с

    Шидловским

    ) Шиллера,

    — писал Достоевский брату,

    — я по­верял на нем и благородного, пламенного

    Дон-Карлоса

    , и маркиза Позу... имя Шиллера стало мне родным, каким-то волшебным звуком, вызывающим столько мечтаний

    ...». В эти годы Достоевский жадно впитывает в себя влияния романтической поэзии (между прочим,

    Victor

    Hugo

    В 1843-ем году Достоевский окончил офицерские классы Инж

    енерного Училища, получил место в инженерном ведом

    ­стве, но недолго оставался на службе и скоро вышел в от­ставку. Жил он все время очень бедно и даже когда получал из дому довольно

    значительные суммы, очень быстро эти деньги у него расходились. В 1845-ом году он печатает свое первое произведение «Бедные люди», сразу

    выдвинувшее его в первоклассные писатели

    ). С этого

    времни

    Достоевский с упоением отдается литературной деятельности,

    — впрочем, следующие за «Бедными людьми» произведения вызвали у его почитателей разочарование и недоумение.

    В это же время в жизни Достоевского назревает крупное событие

    —его сближение с кружком

    Петрашевского

    , привед­шее позже к ссылке на каторжные работы в Сибирь. В жиз­н

    и Достоевского это было настоящим переломом,

    —во вто­ром периоде творчества (открывшемся «Записками из Мерт­вого Дома»,

    1855) мы встречаем уже иной строй мысли, но

    ­вое, трагическое восприятие жизни. Надо иметь в виду, что е

    ще после появления в печати «Бедных людей», у Достоев­ского его прежний рома

    нтизм сильно накренился в сторону со

    циализма; особенно сильно было в это время влияние Жорж

    Занд

    и французского утопического социали

    зма

    Этот ранний социализм Достоевского надо считать очень важным, а отчасти даже решающим, фактором в духовны

    х исканиях его: социализм этот был не чем иным, как тем са­мым «этическим

    имманентизмом

    », который лежал и лежит в основе всякой теории прогресса, в том числе и той филосо­фии жизни, которую мы видели у Толстого. Это есть вера в основное и «естественное»

    добро человеческой природы, в «естественную» возможность подлинного и всецелого «сча­стья», устраиваемого «естественными» же путями. Это есть пря­мое и решительное

    отвержение

    учения о «радикальном зле

    » человеческой природы, говоря терминами Канта,

    отверже-ние

    доктрины первородного греха и доктрины искупления и спасения, во Христе принесенного людям. В отношении к ду

    ­ховным исканиям Достоевского, весь этот строй мысли следо­вало бы называть «христианским натурализм

    м». возлагающим все надежды на то христианское озарение че

    ­ловека, которое вошло в мир через

    Боговоплощение

    и нашло свое высшее выражение в Преображении Спасителя. Это есть христианство без Голгофы, христианство лишь

    Вифлеема

    и Фавора. Конечно, это есть своеобразное, христи­ански отраженное сочетание руссоизма и

    шиллери-анства,

    — это есть вера в «естество» и признание природ­ного, хотя бы и скрытого под внешними наслоениями благо­родства, скрытой «святыни» человеческой души или, как вы­ражается

    Достоевский в статье, посвященной Жорж

    Занд

    . при

    знание «совершенства души человеческой

    Идеалистически окрашенный социализм и связал Достоев­ского с «петрашевцами

    ». «Я уже в 1846-ом году был по­священ (Белинским),

    —писал Достоевский в Дневнике

    — во всю «правду» грядущего «обновленного мира» и во всю «святость будущего коммунистического общества». «Я стра­стно принял тогда все это учение»,

    — вспоминает Достоев­ский в другом месте ту же эпоху

    . Как увидим дальше, Достоевский всю жизнь не отходил от этого «христианского натурализма» и веры в скрытое, не явленное, но подлинное

    «совершенство» человеческой натуры,

    —это один из двух центров его духовного мира. Во всяком случае, участие в кружке «петрашевцев» закончилось для Достоевского печаль­но,

    —он был арестован, присужден к ссылке на каторгу на четыре года. Однако, первоначально было сообщено Достое

    в­скому (как и другим), что они присуждены к смертной каз­ни. Осужденных привезли на площадь, сделали все приготов­ления к казни

    (расстрелу), но когда все было готово, тогда было объявлено, что все помилованы, что ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены