Философское наследие Г.С. Сковороды

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Философское наследие Г.С. Сковороды

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    ФИЛОСОФИЯ

    \"ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ

    Г. С. СКОВОРОДЫ\"

    Научный руководитель: академик Кочергин А.H.

    Сидоренков

    Павел Николаевич

    1 курс

    13 группа

    ____________________

    Москва,

    1995

    Содержание.

    TOC o \"1-3\"

    Введение.

    ...................................................................................................................

    GOTOBUTTON _Toc343953046

    PAGEREF _Toc343953046 3

    Путь ГригориЯ СаввиЧа Сковороды в Философию.

    .......................

    GOTOBUTTON _Toc343953047

    PAGEREF _Toc343953047 4

    ФилософскаЯ Система Сковороды.

    ........................................................

    GOTOBUTTON _Toc343953048

    PAGEREF _Toc343953048 7

    СвЯзь Философского НаследиЯ Сковороды

    с Современностью.

    GOTOBUTTON _Toc343953049

    PAGEREF _Toc343953049 12

    ЗаклюЧение.

    .........................................................................................................

    GOTOBUTTON _Toc343953050

    PAGEREF _Toc343953050 15

    Литература.

    ............................................................................................................

    Введение.

    Имя украинского философа и поэта-баснописца Григория Саввича Сковороды (1722 - 1794), по-видимому, занимает не очень высокий рейтинг среди имен знаменитых философов. Во всяком

    случае, это имя ни разу не было упомянуто ни в замечательных \"Очерках античного символизма и мифологии\" А.Ф. Лосева, ни в самом новейшем учебнике по философии (автор Радугин А. А.),

    претендующем \"на соответствие требованиям Государственного стандарта\". Критическая литература по творчеству Сковороды также несколько скудна.

    Тем не менее, по мнению автора данного реферата, философская система Г. С. Сковороды не только оригинальна, но и достаточно современна. Просто она еще ждет своего востребования.

    А. Ф. Лосев был прав, когда он \"выставил требование\", что \"чтобы понимать и излагать Платона\" надо \"не замалчивать собственных слов самого Платона\"

    . Можно выставить такие же требования и в отношении понимания других философов и, в частности,

    Г. С. Сковороды.

    Выбор философского наследия Сковороды в качестве темы реферата сделан автором вполне сознательно. Многие положения в этом наследии автор разделяет и заостряет внимание на тех

    моментах, которые считает для себя очень важными. В этом смысле данный реферат следует рассматривать как автореферат. Тематически он состоит из трех частей. В первой части кратко

    излагаются биографические данные и предфилософский путь Г. С. Сковороды. Во второй - собственно философская система Сковороды, а в третьей - связь философского наследия Сковороды с

    современностью.

    Путь Григория Саввича Сковороды в Философию.

    Путь Г. С. Сковороды в философию был долгим. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII века он начал

    создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине, стал проповедовать свое философское учение. А путь длинною почти в 50 лет был только подготовкой к этому

    странствию в образе \"старчика\" - бродячего философа-наставника.

    Из чего же складывался этот предфилософский путь?

    Григорий Саввич Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного казака. Несколько лет (с перерывами) он учился в Киево-Могилянской академии. Затем пребывал в придворной

    капелле в Петербурге. В составе посольской миссии был несколько лет в Венгрии. После возвращения работал преподавателем - сначала в Переяславской семинарии (преподавал поэтику), а

    затем в Харьковском коллегиуме (читал курс лекций по этике). Из Харьковского коллегиума он был изгнан за прочитанный им курс \"христианского добронравия\", концепция которого не

    совпадала с официально-церковной. За годы, потраченные на обучение и преподавание, у него

    не только накапливался жизненный опыт, но и формировалось осознанное отношение к миру, его проблемам.

    Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило под действием сочетания двух взаимодополняющих и даже благоприятных факторов: его многосторонней

    одаренности, с одной стороны, и резко меняющейся социальной обстановки - с другой. Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические способности,

    исключительно музыкальный слух и голос; он писал стихи, сочинял музыку, играл на нескольких инструментах, имел способности к рисованию.

    Своеобразие исторического момента состояло в том, что это было время освобождения от феодального гнета и первоначального накопления капитала, сопровождавшегося моральным

    растлением, корыстолюбием, алчностью, развратом, властью вещей, духовной опустошенностью.

    Особенность творческого поведения Григория Сковороды (которое затем отразилось и на характере его философского учения) состояла в том, что при отрицательном отношении к миру,

    погрязшему в корыстолюбии, он избрал такую позитивную форму борьбы со злом, при которой центр тяжести из области критики политических отношений в обществе был перемещен в сферу

    просвещения, культуры, нравственности и морали.

    Причем его собственный образ жизни полностью совпадал с тем учением, которое он сам проповедовал.

    В 50-60 годы XVIII века Сковорода создает в основном литературные произведения. Он написал около 50 песен и стихотворений, создал цикл басен под названием

    \"Басни

    Харьковские\", сделал переводы ряда античных мыслителей. В своих произведениях в противовес морали, основанной на богатстве, золоте и власти, Сковорода прославляет человека \"малых

    желаний\" и ограниченных материальных потребностей. Басни Сковороды по своему идейному содержанию служат как бы прелюдией к его философскому творчеству. Уже в баснях звучит один из его

    главных философских принципов. Его суть состоит в признании законными и естественными только тех потребностей и стремлений человека, которые соответствуют природному, а не социальному

    различию людей. Мораль (\"сила\") его басен часто превышает их непосредственный сюжет.

    Необходимость перехода от сочинения басен непосредственно к философскому творчеству особенно явно ощущается в морали басни N19: \"Свет и тьма, тление и вечность, вера и нечестие

    - мир весь составляют и одно другому нужно. Кто тьма - будь тьмою, а сын света - да будет свет. От плодов их познайте их\"

    Поскольку тема реферата имеет философскую направленность, то ограничим предфилософский период указанными фактами и перейдем непосредственно к

    анализу философской системы Сковороды.

    Философская Система Сковороды.

    \"Мир ловил меня, но не поймал\"

    Г. С. Сковорода

    Формально философская система Сковороды укладывается в одну строку. Основа этой системы заключается в существовании \"двух натур\" и \"трех миров\". Расшифровка существования \"двух

    натур\" следует непосредственно из трактата \"О Боге\": \"Весь мир состоит из двух натур: одна - видимая, другая - невидимая. Видимая натура называется тварь, а невидимая - бог. ... У

    древних бог называется ум всемирный. Ему ж у них были разные имена, например: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и пр. А у...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены