Цивилизация как предмет философского анализа

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Цивилизация как предмет философского анализа

    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ.

    Глава 1. Понятие цивилизации: основные подходы и решения

    1.1. Цивилизация как предмет философского анализа

    1.2. Запад - Восток - Россия как типы цивилизаций

    Глава 2.Значение

    европейская цивилизации для человечества.

    Глобальный кризис современной цивилизации.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

    Список использованной литературы .

    Введение

    Проблема цивилизации – одна из центральных в философии истории Нового и Новейшего времени. Особенно актуальное значение она приобрела в ХХ веке в связи со стремительным

    социально-экономическим, политическим и культурным развитием человечества в современную эпоху. Проблема эта связана с постижением смысла истории в её единстве и многообразии.

    В европейской философской мысли

    само понятие «цивилизация», как правило, употреблялось в единственном числе, обозначая высокий уровень социального развития, и обычно противопоставлялось более

    низкому уровню развития если не всех, то большинства стран и народов за пределами европейского континента. Другим народам европейцы отказывали в «цивилизованности». Для их философии

    истории был характерен

    европоцентризм. Уникальность европейской цивилизации

    в рамках европоцентристского подхода сопровождалось идеей особой цивилизаторской миссии Западной Европы в отношении всего человечества. Подобная идеология долгое

    время служила моральным оправданием политического господства европейских держав на нашей планете,

    оправданием колониальной политики и экономической экспансии.

    В ХХ веке в результате двух мировых войн, являющихся прямым продолжением европоцентристского мировоззрения и идеологии, экономическое и

    политическое преобладание Западной Европы было подорвано. Распад колониальных империй в Африке, Азии и Латинской Америке, обретение народами политической независимости и их стремление

    возродить своё культурное наследие – всё это побудило видных философов истории (таких, как О. Шпенглер и А. Тойнби, К. Ясперс и др.) переосмыслить само понятие «цивилизации» и

    отказаться от европоцентристского подхода в осмыслении истории всей человеческой цивилизации.

    В результате европейская цивилизация была понята как одна из целого ряда

    других локальных и нелокальных цивилизаций, существовавших в прошлом, сменявших друг друга, и сосуществующих в настоящее время. Европейская философия истории была

    дополнена историософскими исследованиями русских мыслителей (В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского и др.). Направленные против европоцентризма в интерпретации всемирной

    истории,

    эти концепции стремились обосновать социальный и культурный плюрализм в развитии человечества, дать философское обоснование

    целостности исторического процесса, в ходе которого происходит смена лидера. В основе философии истории русских мыслителей лежала идея «всеединства». Каждая

    цивилизация призвана внести свой вклад в общечеловеческие достижения культуры и истории. В реферате итоги философских исканий русских мыслителей представлены в таблице

    «Запад-Восток-Россия: диалог культур».

    Тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии — сквозная для русской мысли серебряного века. Лишь немногие ее представители исключали Россию из этого процесса, полагая,

    что кризис больно ударил только по западной культуре, а Россию, как говорится, \"бог уберег\". Большинство же крупных российских мыслителей придерживались того мнения, что кризис затронул

    и Россию как европейскую страну, захватил русскую культуру как составную часть европейской (или евроазиатской) культуры. Признавая существование данного кризиса, русские философы

    рубежа

    вв. в своих сочинениях огромное место уделяли поискам новых путей развития как вообще мировой цивилизации, так и русской культуры в частности.

    Русская философия всегда отличалась полярностью. Два ее важнейших направления – западничество и славянофильство – основным вопросом споров которых было формулирование законов

    исторического пути России, стремились осознать не только место России на мировой политической и духовной арене, но и определить каким образом культура Востока и Запада повлияла и

    продолжает влиять на русскую культуру и как это влияние может отразиться на ее будущем. Таким образом, выбрав в качестве объекта своих историософских построений судьбу России, русские

    философы обоих направлений неминуемо приходили к проблеме «Восток-Запад».

    В начале

    в. представители русской философской мысли подвергают резкой критики однобокость и замкнутость позиций славянофилов и западников. Пытаясь найти компромисс между восхвалением

    «европеизации» русской культуры и обожествлением русской самобытности, они стараются, опираясь на анализ катастрофических по своей сути политических событий мирового масштаба – русской

    революции и первой мировой войны – осознать тот путь, которым пойдет человечество в изменившимся мире. Империализм, колониальная политика, поиск новой духовности для находящейся в

    кризисе культуре Запада – основные темы этих размышлений. Восток воспринимается в них как источник новых духовных сил, Россия – как проводник этих сил в Европу.

    Сегодня, в современном мире, проблема «Восток-Запад», столь волновавшая русских ученых конца

    -начала

    столетий, не менее, если не более актуальна. Понятия «межнациональный конфликт», «исламский терроризм», увы, прочно входят в нашу жизнь. И это касается не только России, для

    которой, как для многонационального государства, расположенного как в Европе, так и в Азии, их активизация крайне опасна. Конфликт Востока и Запада сегодня для многих очевиден и, что

    самое важное, крайне опасен для всего мирового сообщества. Именно поэтому оценки русских ученых, касающиеся проблемы «Восток-Запад», создание которых относится к периоду «золотого века»

    русской философии, их анализ сегодня актуален как никогда. История есть опыт, накопленный человечеством. История философии содержит в себе варианты ответов на многие из стоящих перед

    нами и сегодня острых вопросов.

    Исследовательской задачей реферата является анализ различных подходов по проблеме цивилизации (глава 1) и

    излагается

    новое видение достижений европейской культуры, сложившееся в последнее время в философских исследованиях (глава 2).

    Цивилизация как предмет философского анализа.

    Понятие «цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине

    XVIII

    в. в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. Просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

    Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этно-исторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне

    Европы, привели к тому, в начале

    в. возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация.

    Ф. Гизо, заложивший основы

    «этнографической концепции цивилизаций», считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а, с другой, - над ними есть ещё Цивилизации как прогресс

    человеческого общества в целом.

    В...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены