Амнистия капиталов

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Амнистия капиталов

    =АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ=

    Введение

    В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект \"Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами\". Напомним, что идея

    проведения амнистии капиталов впервые прозвучала в послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию в 2005 г., в которой кроме другого популизма и пустословия прозвучало:

    \"Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий период. Такой порядок должен сопровождаться только двумя

    условиями: уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки\".

    Амнистия означает прощение или смягчение наказания за предыдущие преступления. Во всем мире уклонение от уплаты налогов относится к одному из тяжких

    преступлений. Не стал исключением и Уголовный кодекс Российской Федерации, ряд статей которого предусматривает наказания за неуплату налогов, связанные с лишением свободы.

    Однако в отличие от амнистий, связанных с различными преступлениями против личности или имущества, при разработке порядка проведения финансовой амнистии, к

    которой следует относить амнистию капиталов и налоговую амнистию, необходимо учитывать и экономические аспекты. Любая финансовая амнистия преследует две цели - правовую и

    экономическую.

    Правовая цель любой финансовой амнистии - освобождение уклонившихся от уплаты налогов от уголовной ответственности. Экономическую цель можно определить как

    пополнение бюджета, расширение налогооблагаемой базы и привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в экономику. В некоторых странах в основном проводятся налоговые амнистии, во время

    которых неплательщики налогов освобождаются от штрафов и пени, иногда - от уплаты части сокрытых налогов. В ФРГ последняя налоговая амнистия была направлена на пополнение дефицитного

    бюджета страны. В других случаях проводятся амнистии капиталов, цель которых - расширение налогового поля и задействование средств граждан в развитии экономики.

    Сущность амнистии

    В президентском послании изначально были поставлены жесткие условия проведения амнистии капиталов: во-первых, это внесение средств именно в российские банки,

    во-вторых, уплата с легализуемых средств 13-процентного налога без последующего налогового преследования. В настоящее время на руках у населения находится до 100 млрд долл. Масштаб

    оттока средств за рубеж также впечатляет: по данным Интерпола за прошедшие 15 лет из России вывезено от 150 до 300 млрд долл. Рейтинговое агентство Fitch оценивает вывоз капиталов из

    страны за 2000 - 2004 гг. в 100 млрд долл., по его оценкам только в 2004 г. на зарубежных счетах осело 33 млрд долл.

    Значительные денежные средства, осевшие за рубежом, но формально принадлежащие российским гражданам, создают определенные трудности в процессе привлечения

    зарубежных инвестиций в российскую экономику. Согласно мировой практике страны, заинтересованные в притоке иностранных инвестиций, прежде всего, создают льготные условия для

    возвращения капиталов собственных сограждан, тем самым улучшая благоприятный инвестиционный климат. Применительно к России проблема обозначается более остро, поскольку в 2005 г.

    инвестиционная активность в экономике уменьшилась, несмотря на снижение НДС и ЕСН. Так, согласно данным Росстата инвестиции в основной капитал в 2004 г. увеличились на 11,7%, а в 2005

    г. - на 10,7%, то есть произошло снижение темпов прироста.

    Прежде чем прогнозировать возможные варианты проведения российской амнистии капиталов, необходимо обратиться к зарубежному опыту, который изобилует как

    положительными, так и отрицательными примерами. Достаточно сказать, что финансовые амнистии в том или ином виде объявлялись в Аргентине, Бельгии, Индии, Ирландии, Италии, Мальте,

    Франции, ЮАР и других странах.

    Зарубежный опыт проведения финансовых амнистий

    В Бельгии, где в 2004 г. вступил в силу закон об амнистии на вывезенные капиталы, граждане, имевшие сбережения в банках за рубежом, без всяких санкций до конца

    года могли перевести их обратно в страну. В качестве индульгенции бельгийцы должны были отдать от 6 до 9% возвращаемых из-за рубежа сумм (6% с капитала, инвестируемого в акции

    бельгийских компаний не менее чем на три года, 9% с сумм, просто переведенных \"домой\"). Бельгийский Минфин надеялся, что в страну вернутся 10 - 15 млрд евро, что позволило бы взыскать

    в виде сборов 850 млн.

    Амнистия капиталов была приурочена к вступлению в силу с начала 2005 г. европейской Директивы об инвестициях, по которой все банки Евросоюза должны представлять

    данные о вкладах нерезидентов в органы финансового контроля стран, гражданами которых являются нерезиденты. Директива, в частности, затрагивала Люксембург, где хранились основные

    бельгийские капиталы (в Люксембурге подоходный налог не взимается, а в Бельгии он составляет 50%). От Швейцарии или Лихтенштейна, которые не входят в ЕС, Еврокомиссия добилась

    введения высоких налогов на вклады нерезидентов из стран Евросоюза, что сделало невыгодным хранение капиталов в банках этих стран.

    В результате амнистии в бельгийскую казну поступило чуть больше 50 млн евро или 6% от запланированной суммы, а всего в экономику страны вернулось около 1 млрд

    евро. К основным причинам столь небольших результатов можно отнести, во-первых, договоренности правительства и банков Люксембурга с бельгийскими властями о возможности последующего

    хранения денежных средств в люксембургских банках, во-вторых, ограниченность и неэффективность фондовых вложений в акции бельгийских компаний, в-третьих, надежду на будущие амнистии,

    во время которых не заявленные средства можно будет снова задекларировать.

    Странно, что бельгийцы не учли печальный опыт Аргентины, где в 1987 г. обязательным условием амнистии был вклад легализованного капитала в национальные

    инвестиционные фонды для приобретения оборудования, создания новых производственных площадей, дальнейшей индустриализации страны. Вряд ли стоило рассчитывать на то, что

    налогоплательщик, заработавший собственным трудом свои сбережения, отдаст их в другие руки, якобы лучше него знающие как эти сбережения использовать.

    Куда более успешной финансовая амнистия была в Италии в 2001 - 2002 гг. От Бельгии итальянскую модель отличало то, что под амнистию попадали не только активы, но

    и прощались неуплаченные вовремя налоги, то есть одновременно проводились амнистия капиталов и налоговая амнистия. Согласно Декрету о легализации от 25 сентября 2001 г. заявитель был

    обязан заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости укрытого имущества, а взамен налоговые органы

    выдавали специальные \"сертификаты конфиденциального взноса\", содержащие следующие пункты:

    - освобождение лица от подачи декларации, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до легализации;

    - ликвидация учетных записей налоговых задолженностей, пени и штрафов в отношении активов, представленных к легализации;

    - полна...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены