История Российского предпринимательства

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: История Российского предпринимательства

    Введение.

    За последние 10 лет в нашей стране произошло много перемен, они не могли не затронуть нашу экономику, а в месте с ней и различные формы собственности. Но, когда происходят

    крупные социальные подвижки типа тех, что мы переживаем сегодня, важно в оценках происходящего не впадать в крайности как глухого неприятия настоящего, так и его безоглядной

    апологетики. Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предпринимательства. Чтобы лучше понять, что способен дать

    обществу этот социальный феномен, какими реальными- как позитивными, так и негативными- последствиями будет сопровождаться его самореализация, важно пристальнее всмотреться в

    капиталистическое прошлое страны, проанализировать реалии опыта, накопленного отечественным предпринимательством за века его досоветской истории.

    Опыт этот, конечно же, не способен дать ответа на все волнующие нас- современников- вопросы. Но знакомство с ним позволяет глубже уяснить такие важные и сегодня проблемы как,

    например, национальная ментальность и ее проявления в отношениях с практикой предпринимательства, общее и специфическое в истории российской коммерции в сравнении ее с

    западноевропейской и американской.

    Необычайно широким был и диапазон предпринимательских судеб мэтров российского делового мира. Одни поднялись на вершины успеха, благосостояния и признания, имея за спиной

    необременительный, легковесный багаж рыцарей удачи и кумиров счастливого стечения обстоятельств. Другие добились того же, благодаря уму, таланту, редкому упорству и трудолюбию.

    Путеводной нитью одних служила честь, других же, напротив- бесчестие. Резко различались эти люди и по своему культурному уровню, ценностным ориентациям.

    Акционерные компании.

    Успехи экономического развития во 2-й половине XIX — начале XX вв. во

    многом связаны с развитием акционерной формы предпринимательства. Акцио-

    нерные компании — важнейший институт рыночного хозяйства, позволяющий

    аккумулировать необходимые для ведения современного хозяйства капитал. Само

    понятие «акционерная компания», как впрочем и сам правовой принцип, на

    котором она основана (ограничение ответственности акционера стоимостью при-

    надлежащих ему акций) известны в России с XVIII в., в течение которого в

    стране действовало несколько акционерных предприятий. Впервые эта норма

    получила юридическое закрепление в одном из указов Александра

    в 1805 году.

    В специальной литературе отмечается, что провозглашение этого принципа в

    России произошло на полстолетия ранее, чем в Западной Европе. Но действи-

    тельное начало правовому оформлению этой формы предпринимательской актив-

    ности положил манифест 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых

    выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усиле-

    нию торговых предприятий». Им устанавливалось несколько родов «купеческих

    товариществ», которые действовали на основе специальных договоров между их

    участниками — «товарищами». «Товарищество полное» представляло собой объ-

    единение предпринимателей, отвечавших по делам всем своим имуществом.

    Участник такого предприятия не мог одновременно участвовать в другом. В

    «товариществе на вере» помимо «товарищей» могло участвовать ограниченное

    число вкладчиков, отвечавших по его делам лишь суммой своих взносов и

    имевших право участвовать и в других аналогичных предприятиях, но при этом

    не имевших права голоса в управлении ими. Кроме того разрешалась и собствен-

    но акционерная форма ~ «товарищество по участкам или компания». В отличие

    от первых двух, этот род деятельности «не прямо принадлежит к занятиям

    купечества» и допускались к нему участники «из всех состояний» (т.е. сословий).

    Фактически манифест 1 января 1807 г. таким образом зафиксировал существо-

    вание двух видов капиталистических объединений — торговых домов и акционер-

    ных компаний. Относительно последних общему законодательству были известны

    термины «товарищество по участкам» и «компания на акциях». Сепаратное (т.е.

    частноправовое) законодательство использовало также следующие формы: «акци-

    онерная компания», «акционерное общество», «товарищество на паях». Все они

    были в общем тождественны. В практике акционерного учредительства стали

    постепенно различаться «акционерные общества» и «паевые товарищества». От-

    личие вторых от первых заключалось главным образом в сравнительно узком и

    устойчивом составе пайщиков. Паевые товарищества, как правило, возникали в

    результате преобразований семейных фирм (торговых домов). Их паи (акции)

    выпускались именными и в высокой купюре, перепродажа их ограничивалась.

    До 1836 г., когда был принят акционерный закон, действовавший вплоть до

    1918 г., в России было учреждено 58 компаний, из них 41 открыла действия.

    Среди учредителей и акционеров было много высокопоставленных чиновников и

    представителей аристократии, что стало следствием взаимонаправленных тенден-

    ций. С одной стороны, несомненна заинтересованность названных категорий лиц

    в получении дополнительных — и весьма значительных — доходов. Надо ска-

    зать, что акционерное учредительство в отличие от купеческих промыслов, в

    глазах дворянства изначально имело куда более привлекательный ореол. Несом-

    ненна и заинтересованность руководства компаний в привлечении к ее деятель-

    ности влиятельных сановников с целью получения государственных привилегий.

    Надо сказать, что эта тенденция оказалась свойственна развитию акционерного

    предпринимательства на протяжении всей его истории. Такого рода привилегии

    могли заключаться в предоставлении права на монопольную деятельность в опре-

    деленной сфере в течение определенного срока, освобождение от налогов и сбор-

    ов, прямые государственные субсидии и прочее.

    Эта форма предпринимательства быстро завоевала популярность у публики,

    причем настолько, что привело к росту стоимости их акций, развитию торговли

    ими и в конечном итоге — небывалому ажиотажу.

    Развитие этих процессов имело результатом стремление правительства peгла-

    монтировать их, поставить в определенные рамки. Так появился подписанный

    Николаем 1 6 декабря 1836 г. закон “О товариществах по участкам или компани-

    ям на акциях». Закон зафиксировал концессионный (т.е. разрешительный) прин-

    цип учреждения акционерных компаний, господствовавший, впрочем, в тот пери-

    од в законодательстве и других стран. Закон устанавливал исключительно имен-

    ной тип акций. Устав компании, равно как и его изменения утверждались импера-

    тором. В области акционерного законодательства вплоть до 1917 г. продолжали

    существовать многочисленные ограничения для деятельности акционерных пред-

    приятий, многие из которых были декларированы еще Законом 1836 года. Это и

    разрешительный характер учредительства, и обязательный именной тип акций

    (что обходилось лишь практикой сепаратного законодательства), ограничение

    прав и размеров землевладения в целом ряде регионов, национальные и вероиспо-

    ведные ограничения по составу акционеров и правлений и т.д. В 1905 г. даже

    был...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены