История Российского предпринимательства
Дисциплина: ЭкономикаТип работы: Реферат
Тема: История Российского предпринимательства
Введение.
За последние 10 лет в нашей стране произошло много перемен, они не могли не затронуть нашу экономику, а в месте с ней и различные формы собственности. Но, когда происходят
крупные социальные подвижки типа тех, что мы переживаем сегодня, важно в оценках происходящего не впадать в крайности как глухого неприятия настоящего, так и его безоглядной
апологетики. Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предпринимательства. Чтобы лучше понять, что способен дать
обществу этот социальный феномен, какими реальными- как позитивными, так и негативными- последствиями будет сопровождаться его самореализация, важно пристальнее всмотреться в
капиталистическое прошлое страны, проанализировать реалии опыта, накопленного отечественным предпринимательством за века его досоветской истории.
Опыт этот, конечно же, не способен дать ответа на все волнующие нас- современников- вопросы. Но знакомство с ним позволяет глубже уяснить такие важные и сегодня проблемы как,
например, национальная ментальность и ее проявления в отношениях с практикой предпринимательства, общее и специфическое в истории российской коммерции в сравнении ее с
западноевропейской и американской.
Необычайно широким был и диапазон предпринимательских судеб мэтров российского делового мира. Одни поднялись на вершины успеха, благосостояния и признания, имея за спиной
необременительный, легковесный багаж рыцарей удачи и кумиров счастливого стечения обстоятельств. Другие добились того же, благодаря уму, таланту, редкому упорству и трудолюбию.
Путеводной нитью одних служила честь, других же, напротив- бесчестие. Резко различались эти люди и по своему культурному уровню, ценностным ориентациям.
Акционерные компании.
Успехи экономического развития во 2-й половине XIX — начале XX вв. во
многом связаны с развитием акционерной формы предпринимательства. Акцио-
нерные компании — важнейший институт рыночного хозяйства, позволяющий
аккумулировать необходимые для ведения современного хозяйства капитал. Само
понятие «акционерная компания», как впрочем и сам правовой принцип, на
котором она основана (ограничение ответственности акционера стоимостью при-
надлежащих ему акций) известны в России с XVIII в., в течение которого в
стране действовало несколько акционерных предприятий. Впервые эта норма
получила юридическое закрепление в одном из указов Александра
в 1805 году.
В специальной литературе отмечается, что провозглашение этого принципа в
России произошло на полстолетия ранее, чем в Западной Европе. Но действи-
тельное начало правовому оформлению этой формы предпринимательской актив-
ности положил манифест 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых
выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усиле-
нию торговых предприятий». Им устанавливалось несколько родов «купеческих
товариществ», которые действовали на основе специальных договоров между их
участниками — «товарищами». «Товарищество полное» представляло собой объ-
единение предпринимателей, отвечавших по делам всем своим имуществом.
Участник такого предприятия не мог одновременно участвовать в другом. В
«товариществе на вере» помимо «товарищей» могло участвовать ограниченное
число вкладчиков, отвечавших по его делам лишь суммой своих взносов и
имевших право участвовать и в других аналогичных предприятиях, но при этом
не имевших права голоса в управлении ими. Кроме того разрешалась и собствен-
но акционерная форма ~ «товарищество по участкам или компания». В отличие
от первых двух, этот род деятельности «не прямо принадлежит к занятиям
купечества» и допускались к нему участники «из всех состояний» (т.е. сословий).
Фактически манифест 1 января 1807 г. таким образом зафиксировал существо-
вание двух видов капиталистических объединений — торговых домов и акционер-
ных компаний. Относительно последних общему законодательству были известны
термины «товарищество по участкам» и «компания на акциях». Сепаратное (т.е.
частноправовое) законодательство использовало также следующие формы: «акци-
онерная компания», «акционерное общество», «товарищество на паях». Все они
были в общем тождественны. В практике акционерного учредительства стали
постепенно различаться «акционерные общества» и «паевые товарищества». От-
личие вторых от первых заключалось главным образом в сравнительно узком и
устойчивом составе пайщиков. Паевые товарищества, как правило, возникали в
результате преобразований семейных фирм (торговых домов). Их паи (акции)
выпускались именными и в высокой купюре, перепродажа их ограничивалась.
До 1836 г., когда был принят акционерный закон, действовавший вплоть до
1918 г., в России было учреждено 58 компаний, из них 41 открыла действия.
Среди учредителей и акционеров было много высокопоставленных чиновников и
представителей аристократии, что стало следствием взаимонаправленных тенден-
ций. С одной стороны, несомненна заинтересованность названных категорий лиц
в получении дополнительных — и весьма значительных — доходов. Надо ска-
зать, что акционерное учредительство в отличие от купеческих промыслов, в
глазах дворянства изначально имело куда более привлекательный ореол. Несом-
ненна и заинтересованность руководства компаний в привлечении к ее деятель-
ности влиятельных сановников с целью получения государственных привилегий.
Надо сказать, что эта тенденция оказалась свойственна развитию акционерного
предпринимательства на протяжении всей его истории. Такого рода привилегии
могли заключаться в предоставлении права на монопольную деятельность в опре-
деленной сфере в течение определенного срока, освобождение от налогов и сбор-
ов, прямые государственные субсидии и прочее.
Эта форма предпринимательства быстро завоевала популярность у публики,
причем настолько, что привело к росту стоимости их акций, развитию торговли
ими и в конечном итоге — небывалому ажиотажу.
Развитие этих процессов имело результатом стремление правительства peгла-
монтировать их, поставить в определенные рамки. Так появился подписанный
Николаем 1 6 декабря 1836 г. закон “О товариществах по участкам или компани-
ям на акциях». Закон зафиксировал концессионный (т.е. разрешительный) прин-
цип учреждения акционерных компаний, господствовавший, впрочем, в тот пери-
од в законодательстве и других стран. Закон устанавливал исключительно имен-
ной тип акций. Устав компании, равно как и его изменения утверждались импера-
тором. В области акционерного законодательства вплоть до 1917 г. продолжали
существовать многочисленные ограничения для деятельности акционерных пред-
приятий, многие из которых были декларированы еще Законом 1836 года. Это и
разрешительный характер учредительства, и обязательный именной тип акций
(что обходилось лишь практикой сепаратного законодательства), ограничение
прав и размеров землевладения в целом ряде регионов, национальные и вероиспо-
ведные ограничения по составу акционеров и правлений и т.д. В 1905 г. даже
был...