Наука - экономика
Дисциплина: ЭкономикаТип работы: Реферат
Тема: Наука - экономика
1.ВВЕДЕНИЕ
Экономика
как
наука
включает
себя
два взаимосвязанных
процесса
макроэкономику
, которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне мирового хозяйства ;
микроэкономику
, которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне отдельно хозяйствующих субъектов .
Таким образом микроэкономику в современных условиях можно рассматривать как науку и инструмент принятия управленческих решений на уровне одного
хозяйствуюшего объекта (предприятия) , группы (концерн) и на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночной экономики ведущее место в микроэкономике как науке , занимают следующие основные вопросы:
исследование факторов производства и их влияния на механизм формирования производственных издержек и себестоимости , прибыли
исследования стратегии конкуренции в условиях различных типов рынка
анализ спроса и предложения в условиях различного уровня диверсификации производства и в условиях различных типов рынка
анализ формирования уровня цен на производимую предприятием продукцию в условиях конкурентного рынка
При этом следует учитывать , что любое управленческое решение на уровне предприятий принимается в условиях ограниченного объема информации
и в условиях системы ограничений на используемые
предприятием ресурсы .
В основе экономической науки лежит представление о неограниченности потребностей и редкости ресурсов . Поэтому эффективное использование редких
ресурсов составляет одну из главных задач экономической системы. Известно , что одной из важнейших характерных черт экономики является непосредственная опора на рыночную систему как
на механизм распределения ресурсов . Поэтому главным предметом анализа являются индивидуальные цены и рыночная система . Точнее говоря , основная задача заключается в том , чтобы
достаточно полно рассмотреть функционирование и сравнительную эффективность
рыночной системы в распределении ресурсов.
Как и любая другая наука , микроэкономика использует определенные методы для определения законов и закономерностей , которые она исследует . Реальная жизнь
отличается огромным многообразием различных явлений . Поэтому для нас не всегда будут интересны те или иные
факты , не характерные для этого процесса . Учитывая это систематизируются только те стороны , которые составляют суть этого явления. Такой метод называется
научной абстракцией . Кроме этого метода применяются и другие:
метод анализа
- объект исследования делится на составляющие части , которые изучаются в отдельности;
метод синтеза
- информация , характеризующая отдельные объекты исследования , соединяется в единое целое и делаются общие выводы;
функциональный анализ
- позволяет вскрыть взаимосвязи между различными экономическими процессами;
экономико-математическое моделирование
- метод описания любого явления словами , графически , таблично ,
а также статистический и динамический анализ , который включает фактор времени
2.СПРОС (понятие,величина,факторы)
В основе ценообразования лежит взаимодействие продавцов и покупателей , представляющих на рынке предложение и спрос .
Человеку свойственно естественное желание потреблять , однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями , которые воплощаются в
платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров.
Итак , спрос
можно определить как то количество товара , которое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение некоторого времени .
Объемом спроса на какой - либо товар называется максимальное количество этого товара , которое согласно купить отдельное лицо , группа людей или
население в целом в единицу времени при определенных условиях . К числу этих условий относятся : цена данного товара , цены других товаров , величина денежных доходов , вкусы и
предпочтения потребителей,
накопленное имущество и другие .
Зависимость объема спроса от
определяющих его факторов называется функцией спроса .Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой . Понятно , что обычно люди стремятся купить товары
подешевле , но это не говорит о том , что они готовы покупать товары менее качественные и только дешевые .
Но какой бы качественный , технически сложный или дорогой
товар человек ни покупал , все равно сохраняется обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него . То есть при прочих равных условиях спрос на
товар тем больше , чем ниже его цена . Именно эта зависимость
называется законом спроса . Эту зависимость можно преобразовать в функцию спроса от цены , если прочие факторы , влияющие на объем спроса , принять за неизменные
величины :
Q =f(P )
Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:
1.Табличным
Р цена в
Q объем
рублях
спроса в шт
2.Графическим
3. Аналитическим
=a-b*P
например:
=7-2P )
Кривая спроса показывает , как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цены на товар . Изменение объема спроса в зависимости от изменения
цены на товар представляет собой движение по кривой спроса .
К числу прочих факторов , определяющих объем спроса , относятся :
размер дохода потребителя (
вкусы покупателей (
цены на другие товары (
P.....P
общее число покупателей , размер рынка (Х)
накопленное имущество
инфляционные ожидания
(IE)
В общем виде функция спроса записывается так :
=f(P ,I,T,P ...P ,X,W,IE
и т.д.)
Но не всегда этот закон спроса бывает верным . Существуют отклонения от него . Например известен парадокс Гиффена .
Англичанин Роберт Гиффен описал случай , при котором во времена голода спрос на картофель , цена которого существенно поднялась , также возрос . Причина
состояла в том , что картофель был продуктом
, потребляемым бедняками , и повышение цены на него вынудило их отказаться от других видов потребления , что привело к потреблению лишь картофеля . Кривая спроса
на эти продукты будет отличаться от типичного графика спроса .
Временные отклонения от закона убывающего спроса наблюдаются и в тех случаях , когда
выпускается новый товар с повышенной ценой . Как правило , прежде чем покупатели разберутся в свойствах нового товара , спрос на него может существенно подскочить ,
несмотря на высокую цену . Но как только потребители поймут , что по качеству новый товар не лучше прежнего , спрос немедленно вернется на линию
Помимо этого принято различать изменение объема спроса и изменение функции спроса . Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного
товара и при фиксированных значениях прочих факторов . В таких случаях имеет место движение вдоль линии спроса . Если же изменятся прочие факторы, то произойдет сдвиг линии спроса
вправо или влево . Тогда говорят об изменении функции спроса . Смещение кривой спроса вправо и вверх соответствует увеличению спроса. Это означает , что в единицу времени большее
количество товара по более высокой цене будет востребовано покупателями . И наоборот
если крива...