Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины 19 века

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины 19 века

    Выполнил: Шарипов Руслан

    Казанский Государственный Технический Университет им. Туполева

    Оценка: 5

    E-mail: rus_shar@chat.ru

    Реферат на тему:

    «Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины 19 века.»

    Выполнил: Шарипов Руслан Галимович

    Содержание:

    Теория народонаселения

    Т.Р.Мальтуса

    Вульгарная экономическая теория

    Ж.Б.Сея

    Экономические взгляды

    Н.Сениора

    Основные положения экономической системы

    Дж.Ст.Милля

    Теория народонаселения

    Т.Р.Мальтуса

    По мере того, как в Англии развертывался промышленный переворот и утверждалась крупная машинная индустрия, миллионы мелких производителей, разоряясь, выталкивались в ряды

    пролетариата, становилась излишней и часть рабочих. Они пополняли резервную армию безработных. Рабочий класс все глубже погружался в нищету. Пауперизм становился уделом

    всевозрастающей части населения страны.

    Бедствия порождаемые капитализмом, вызывали протест рабочих, ремесленников, крестьян, который нашел свое отражение в незрелых еще формах утопического социализма (

    У.Годвин).

    Уилям

    Годвин (1756-1836) Объявил частную собственность главной причиной нищеты и угнетения масс. Политическое брожение в стране усиливалось благодаря событиям Великой

    французской революции, которая нашла в Англии горячий отклик. Господствующие классы остро нуждались в идеологической защите существующих порядков. Их апологетом стал Мальтус.

    Томас

    Роберт Мальтус (1766-1834) родился в семье дворянина. По окончании Кембриджского университета он стал сельским священником, а с 1807 г. -профессором политической экономики

    в колледже Ост-Индской компании. В 1798 г. он опубликовал анонимный памфлет «Опыт о законе народонаселения», который явился резкой реакцией на французскую революцию и радикальные идеи

    Годвина. Из других работ Мальтуса следует отметить «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815), «Начала политической экономии» (1820).

    Мальтус выступает в своих сочинениях идеологом

    обурзиазившейся земельной аристократии

    Перед лицом посягательств промышленной буржуазии на власть он рьяно отстаивает монополию лордов на землю, ратует в их интересах за аграрный протекционизм. Но там,

    где интересы землевладельца и капиталиста совпадали, были направлены против рабочих. Мальтус защищал их обоих. Он пытался обелить господствующие классы, снять с них ответственность за

    нищету и страдания масс и представить как утопию всякое стремление к усовершенствованию существующего общественного строя. Этой цели и призван был служить памфлет Мальтуса «Опыт о

    законе народонаселения».

    По аналогии с природой, где по словам Мальтуса способность растений и животных к безграничному размножению сдерживается недостатком места и пищи, Мальтус «открывал»

    различные тенденции роста народонаселения и средств существования. Если население удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии, то средства существования, по

    утверждению Мальтуса, даже при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. В таком случае через два столетия количество средств

    существования как 256 к 9, а через три столетия - как 4096 к 13 и т.д. В этом постоянном стремлении населения к размножению, превышающему средства существования, и состоит, по словам

    Мальтуса, «закон народонаселения», действующий якобы «неизменно и могущественно», причем с «с самого происхождения общества». Излишек населения по необходимости обречен на нищету,

    голод и вымирание.

    Главная и постоянная причина бедности, по Мальтусу мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества

    она якобы обусловлена «естественными законами и человеческими страстями», скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Поэтому «народ должен

    винить главным образом самого себя в собственных страданиях». Делу не могут помочь никакие революции и социальные реформы. Есть только один выход

    - сокращение численности населения. Средствами против чрезмерного размножения он считал либо «нравственное обуздание» (воздержание от брака неимущих), либо - и на

    это Мальтус возлагал главные надежды - пороки и всякого рода несчастья (изнурительный труд, голод, нищета, болезни, эпидемии, войны и т.д.). Остается добавить, что Мальтус не считал

    нужным скрывать политическую направленность своего сочинения. Он прямо, что при всеобщем распространении его «истин» насчет источника нищеты «низшие классы» «станут более миролюбивы и

    послушны

    они не так легко будут готовы на возмущение». а «опасные и зловредные учения» о необходимости «всеобщей ломки общественного устройства» потеряют свой кредит, и собственники

    обретут, наконец желанный покой.

    Таким образом, учение Мальтуса объявляло бедствия в действительности порождаемые ленлордизмом капитализмом, неизбежным уделом человечества. Этой беспримерной по

    циничности апологии

    нищиты и эксплуатации трудящихся и обязан Мальтус своей печальной известностью. В теоретическом же отношении его памфлет не представлял собой ничего научного и

    оригинального. Основные идеи, касающиеся «принципа народонаселения», он попросту украл у своих предшественников (Стюарта, Уоллеса, Таунсенда и др.) Маркс с полным основанием окрестил

    первое сочинение Мальтуса как «ученически - поверхностный и поповски -напыщенный плагиат»,, бесстыдный «пасквиль на человеческий род!»

    «Доктрина» Мальтуса прочна прежде всего в методологическом отношении.

    Мальтус безапелляционно переносил на общество законы природы, хотя в отличие от растений и животных люди не только потребляют, но и сами производят и увеличивают

    средства существования. Недаром еще в свое время

    Петти и Смит именно в многочисленном производительном населении усматривали показатель богатства страны. Мальтус порвал с этой позицией классиков. Он допускал, далее,

    грубейшую ошибку, пытаюсь открыть «вечный» закон народонаселения. В действительности всякому способу производству присущи свои, особенные, имеющие исторический характер законы

    динамики населения. В частности, свойственный капитализму закон народонаселения состоит в том, что вместе с накоплением капитала неизбежно образуется излишнее (по сравнению с

    потребностями капитала в рабочей силе) рабочее население. Грубо извращая действительность, Мальтус объявил это относительное перенаселение абсолютным.

    Мальтусовские

    прогрессии основаны на прямой фальсификации статистического и фактического материала. Так, свою геометрическую прогрессию Мальтус выводил из данных о росте населения США в

    16-18 вв., совершенно игнорируя ту «мелочь», что этот рост происходил главным образом за счет иммиграции европейцев. Столь же нелепа и арифметическая прогрессия. Достаточно сказать, что

    ее единственным «основанием» является пресловутый закон «закон убывающего плодородия почвы», несостоятельность, которого уже давно доказана как теорией, так и практикой.

    2. Экономические взгляды

    Н.Сениора

    Экономические взгляды Нассау Уильяма Сениора (1790-1864) изложены в «Основных началах политической экономии» (1836) и «Письмах о фабрич...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены