Понятие индекса развития человеческого потенциала

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Понятие индекса развития человеческого потенциала

    Понятие индекса развития человеческого потенциала

    Содержание

    TOC o \"1-2\" h z u

    Введение

    PAGEREF _Toc101243459 h

    Глава 1 Индекс развития человеческого потенциала

    PAGEREF _Toc101243460 h

    Понятие индекс развития человеческого потенциала

    PAGEREF _Toc101243461 h

    Роль ИРЧП в концепции Развития человека

    PAGEREF _Toc101243462 h

    Глава 2 Индекс развития человеческого потенциала России

    PAGEREF _Toc101243463 h

    1. Методика расчета

    PAGEREF _Toc101243464 h

    2. Расчет ИРЧП для населения России

    PAGEREF _Toc101243465 h

    3. Расчет ИРЧП для населения Тамбовской области

    PAGEREF _Toc101243466 h

    Заключение

    PAGEREF _Toc101243467 h

    Список литературы

    PAGEREF _Toc101243468 h

    Приложение 1

    PAGEREF _Toc101243469 h

    Приложение 2

    PAGEREF _Toc101243470 h

    Приложение 3

    PAGEREF _Toc101243471 h

    Введение

    В Конституции Российской Федерации записано, что РФ -

    социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

    . Еще у древних римлян одним из главных девизов был

    Благо народа – высшая цель

    . Благополучие

    народа и есть показатель прогресса.

    В социально-экономической литературе

    достойная жизнь и свободное развитие человека

    чаще всего характеризуются уровнем жизни. При этом под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей,

    характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей. В свою очередь, благосостояние – это мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования

    . С целью количественного описания уровня жизни населения к настоящему времени предложено несколько систем показателей:

    Система \"Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики\", разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в

    1992 году;

    Система показателей для оценки хода экономической реформы в России,

    Унифицированная система показателей, характеризующих муниципальное образование (Постановление Госкомстата России от 9.01.1998 г. №2).

    Несмотря на достаточно большой спектр частных показателей уровня жизни населения, представленный в этих системах, вопрос об интегральном показателе уровня жизни остается открытым.

    Отсутствие общепризнанного интегрального показателя не позволяет дать обобщенную оценку состояния страны (региона) с точки зрения уровня жизни населения, что, таким образом, делает

    невозможным комплексное исследование социально-экономического развития страны (региона).

    Представление о том, что производство все большего количества товаров и услуг является наилучшим путем повышения уровня жизни и решения других социально-экономических задач, является в

    определенной степени односторонним. Уровень жизни может быть относительно низким при высоких показателях экономического роста. Следовательно, традиционные макроэкономические показатели не

    являются адекватными характеристиками развития во всем его многообразии.

    Исследованиями источников роста материального богатства, проведенными в наиболее развитых странах, установлено, что совокупность знаний и квалификации населения (человеческий фактор)

    является принципиально важным источником такого роста. Следовательно, образование, наука, здравоохранение должны рассматриваться не как потребляющие и

    непроизводственные сферы, а как совокупность отраслей экономики, состояние которых является важнейшим фактором социально-экономического развития. Исходя из признания роли

    человеческого фактора, а благополучия самого человека в качестве цели экономического развития, от уровня жизни следует перейти к качеству жизни. Качество жизни как обобщающая

    социально-экономическая категория включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровья, продолжительность

    жизни, условия окружающей

    среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.

    В качестве интегрального показателя качества жизни в работе выбран индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный группой исследователей ООН.

    Глава 1 Индекс развития человеческого потенциала

    Понятие индекс развития человеческого потенциала

    Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий,

    концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.

    Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития

    человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования

    Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно

    представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно

    уровень жизни

    Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый

    показатель долголетия – средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении

    (СППЖР

    ). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных

    возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие

    гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни

    реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.

    Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются

    грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся

    его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в возрасте 15 лет и старше – служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого

    развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет.

    Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более

    адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацие...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены