Развитее судоходства на реке Каме

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Развитее судоходства на реке Каме

    Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 2.

    Реферат по истории

    РАЗВИТЕЕ СУДОХОДСТВА НА РЕКЕ КАМЕ

    Автор – Ученик 9г

    класса

    Никитин

    Д. И.

    Руководитель – учитель истории

    Королева

    Е. Ф.

    Пермь 1998 г.

    Содержание.

    Введение

    Начало развития судоходства……………………………....стр.4

    От бурлаков до пароходов……………………………………стр.6

    Пароходство на Каме………………………………………….стр.8

    Пароходчики…………………………………………………….стр.12

    Заключение

    Начало развития пароходства.

    Речная система Камы, раскинувшись на огромные пространства Предуралья, на рубеже двух стран света Европы и Азии со времен глубокой древности имела важное

    политико-экономическое значение. Кама, как приток Волги, принадлежит бассейну Каспийского моря. Она соединила далекий север Урала с Поволжьем и югом, то есть местности весьма

    различные по своей природе и промышленности. Кама издавна

    способствовала обмену и сбыту товаров. В отсутствие развитых железных дорог в то время Кама являлась важной жизненной артерией страны. По ней проходило в

    навигационный период деятельное торговое движение, доставляющее средства к существованию многим миллионам жителей.

    Среди рек в Европейской России Кама занимает четвертое место, уступая по величине только Волге,

    Днепру и Дону. Кама очень богата притоками. Самые большие из них Вятка, Белая, Чусовая, Вишера. Кама, пройдя треть пути по западным предгорьям Урала, принимает три

    главных притока: Вишеру, Чусовую и Белую, которые текут с уральских вершин и разделяют судоходную часть Камы на три участка. Из этих трех главных притоков Чусовая образовала со своими

    многочисленными притоками

    обширную водную сеть, ближе всех подходящую к сибирским рекам, текущим по ту сторону Урала, поэтому и служила естественным путем для большей части народов,

    переходивших Уральский хребет.

    По Чусовой шли в Сибирь первые русские колонисты. Вопрос о соединении рек Камского бассейна с сибирскими поднимался еще в 1770 году академиком Палласом.

    Сюзев П.В. Иллюстрированный путеводитель по реке Каме и по р. Вишере с Колвой. Пермь, 1911. Отд.1. С.18

    Там же. С.19

    Там же. С.20

    Позже инженер Ридер так же

    подтвердил, что нет никаких особых препятствий для соединений рек Чусовой и р. Тагила, но оно не было исполнено, как и многие другие проекты соединения рек Чусовой

    и Туры, Чусовой и Исети, Уфы и Тобола, Чусовой и Ницы.

    В 1815 году управляющий Ревдинскими заводами Яковлев начал строить канал между Чусовой и речкой Решеткой, впадающей в водоем Верхне-Исетских заводов, но

    правительство, из опасения ослабить судоходство по Чусовой, запретило дальнейшие работы.

    Бассейн Камы орошает огромный край. Своими многочисленными притоками, преимущественно Вяткой, Вишерой

    с Колвой, Чусовой и Белой, образующими ее обширный бассейн, Кама захватывала

    кроме четырех губерний, через которые она протекала, еще некоторые части Оренбургской, Самарской, Костромской и Вологодской губерний.

    Занимая

    северо-восточную часть Европейской России, Камский бассейн граничит с севера с бассейнами Северо-Двинским и Печерским, с востока с бассейнами Оби, Иртыша и Урала,

    а с юга и запада с Средневолжским и Ветлужским.

    Можно утвердительно сказать, что Урал со своими богатыми горными промыслами уже к 1911 году достиг определенного технического развития только благодаря Каме и

    ее многочисленным притокам, прорезывающим эту горную страну по всевозможным направлениям и соединяющий ее с центральными местностями России. У истоков этих успехов стояли не только

    горные инженеры, мастера литейщики, корабелы, но и простые бурлаки.

    Сюзев П.В. Иллюстрированный путеводитель по реке Каме и по р. Вишере с Колвой. Пермь, 1911. Отд.1. С.20

    Там же. С.21

    От бурлаков до пароходов.

    Судоходство на Каме возникло еще во времена доисторические, по крайней мере, в нижнем течении Камы, среди поселений древних тюркских времен, составлявших

    Булгарское царство. Для товарообмена и воинственных набегов существовали струги, ладьи и барки того первобытного типа. Надлежащее развитие Камского судоходства началось лишь со

    времени полного обладания Камой русскими поселенцами, после падения Казанского царства в 1552 году. Около трех веков на Волге и Каме тяга грузовых судов производилась бурлацкой

    лямкой. Измученные люди, как ломовые лошади, впряженные веревками и лямками в барку, тянули ее от рассвета до сумерек, в холод и ненастье, по песку сыпучему, по камням, в воде выше

    пояса, с унылой песней, подобной стону. Немало при этом народу тонуло и гибло в пути среди пустынных Камских берегов. К счастью весь этот сверхчеловеческий бурлацкий труд отошел в

    область предания, и лишь известная картина Репина, да Некрасовские стихи хранят память о бурлаках. Там, где берег не позволял идти с лямкой, суда передвигались при помощи завозных

    якорей. Для этого на небольшой лодке, называемой завозней, завозили и закидывали впереди судна якорь, канат от которого вытягивали на судно лямками и, таким образом, оно подвигалось

    против течения; когда судно доходило до якоря, завозили другой якорь и т.д. Этот египетский труд выпадал на долю целой армии рабочих-бурлаков.

    Бурлачеством занимались, главным образом, прибрежные жители реки Волги и ее притоков. В цветущую пору бурлачества, в первой половине

    века, и в особенности перед введением пароходства, армия волжских бурлаков достигла трехсот тысяч человек.

    Сюзев П.В. Иллюстрированный путеводитель по реке Каме и по р. Вишере с Колвой. Пермь, 1911. Отд.2. С.22

    Там же. С.23

    Труд бурлака был чрезвычайно тяжел. Надо было иметь очень крепкое здоровье и особенно крепкую грудь, чтобы вынести все тяжести дальней путины: от ступания

    от сильного налегания на лямку грудью развивалась чахотка, а

    о постоянного наклона головы, к ней приливалась кровь, отчего у бурлаков портились глаза. Тяжесть пути, в значительной степени, зависела так же от ветра и низкой воды: при низкой воде

    суда приходилось перегружать, а ветер не давал двигаться вперед, то и другое сильно задерживало бурлаков в пути, и чтобы поспеть к сроку на место следования, они должны были прилагать

    невероятные усилия и спать не более двух-трех часов в сутки.

    В начале минувшего столетия, для тяги груженых судов на Каме, стали

    применять лошадей, устраивая конные приводы, затем появились и пароходы.

    Коноводные машины

    или коноводки заменили людскую силу лошадиной и употреблялись для передвижения больших грузов на судах вверх по реке. Механизм нового судна был прост: он напоминал

    ворот. От вала, выступавшего на палубу, расходились рычаги, к которым присоединяли конскую упряжку. Перед отправкой судна посылали вперед лодку с якорем, соединявшимся с судном

    канатом. Якорь сбрасывали в реку, затем пускали лошадей по кругу. Канат сматывался на вращающийся вал, подтягивая судно. После коноводок

    скорость движения судов при этом способе передвижения

    увеличилась.

    Сюзев П.В. Иллюстрированный путеводитель по реке Каме и по р. Вишере с Колвой. Пермь, 1911. Отд.2. С.23

    Там же. С.25

    Дубилет Н., Золотов А., Ремезов В. Кама-Река-Труженица. Пермь, 1971. С.15

    Применение кабестанов для буксировки судов б...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены