Социальная философия Адама Смита

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Социальная философия Адама Смита

    Московский Государственный Университет Сервиса

    (МГУС)

    Реферат на тему:

    \'\'Социальная философия Адама Смита\'\'

    Предмет:

    Экономическая теория

    Сдала:

    Смирнова Т. А., группа

    Москва, 2001г.

    Содержание:

    1. Введение. Адам Смит.

    1. Профессор Смит

    2. Смит во Франции

    2. Философия Смита.

    1. \'\'Экономический человек\'\'

    Принцип

    laissez faire

    3. Заключение. Личность Смита

    Список использованной литературы

    1. Введение. Адам Смит.

    В 70-е годы ХХ века политическая экономия отметила годовщину, связанную с именем одного из своих основателей: в 1973 г. исполнилось 250 лет со

    дня рождения Адама Смита, в 1976 г. исполняется 200 лет выхода в свет \'\'Богатства народов\'\'. Вновь привлекается внимание к удивительному контрасту между скромной, внешне неброской

    личностью шотландца и его огромной ролью в науке.

    Уолтер Бэджгот, английский экономист и публицист викторианской эпохи, писал еще в 1876 г.: \'\' О политической экономии Адама Смита было сказано

    почти бесконечно много, о самом же Адаме Смита – очень мало. А между тем дело не только в том, что он был одним из самых своеобразных людей, но и в том, что его книги едва ли можно

    понять, если не иметь представления о нем как человек\'\'.

    После Бэджгота смитоведение, конечно, продвинулось вперед. Тем не менее, в 1948 г. английский ученый Александр Грей говорит: \'\'Адам Смит был столь

    явно одним из выдающихся умов XV

    в. и имел такое огромное влияние в Х

    Х в. в своей собственной стране и во всем мире, что кажется несколько странной наша плохая осведомленность о подробностях его жизни… Его биограф почти поневоле вынужден выполнять

    недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени\'\'.

    Потребности эпохи рождают нужного человека. Будучи обусловлена развитием самого капиталистического хозяйства, политическая экономия в Англии

    достигла такой стадии, когда возникла необходимость создания системы, необходимость упорядочения и обобщения экономических знаний. Смит был человеком и ученым, которому такая задача

    оказалась по плечу. Этот шотландец счастливо сочетал в себе способности абстрактного мышления с умением живо рассказывать о конкретных вещах. Энциклопедическую ученость – с

    исключительной добросовестностью и научной честностью. Умение использовать идеи других ученых – с большой самостоятельностью и критичностью мысли. Известную научную и гражданскую

    смелость – с профессорской уравновешенностью и систематичностью.

    Прелесть экономической науки заключается в том, что она позволяет понять или, по крайне мере, стремится истолковать смысл внешне простых и

    повседневных, но жизненно важных для человека явлений. Какая, казалось бы, простая вещь деньги. Нет человека, который не держал бы их в руках и не знал бы, что это такое. Но в деньгах

    заключено много тайн. Для экономистов эта проблема неисчерпаемо сложна, и нет сомнения, что она еще долго будет занимать их умы.

    Смит удивительно чувствовал романтику обыденных хозяйственных явлений. Под его пером все эти акты купли и продажи, аренды земли

    и найма рабочих, уплаты налогов и учета векселей приобретали совсем особый смысл и интерес. Оказывалось, что без них не поймешь и того, что происходит в

    \'\'благородной\'\' высшей сфере политики, управления государством. Тем, что политическая экономия казалась во времена Байрона и Пушкина такой интересной, она обязана Смиту.

    Но самое главное состоит в том, что Смит, выражая интересы растущей промышленности буржуазии, ни в коем случае не был ее безусловным апологетом. Он

    не только субъективно стремился к научному беспристрастию и независимости суждений, но в большой мере добился этого. Такие качества позволили ему создать систему научной политической

    экономии. По выражению Маркса, \'\'это была попытка проникнуть во внутреннюю физиологию буржуазного общества\'\'. Книга Смита – значительный памятник человеческой культуры, вершина

    экономической мысли

    XVIII

    века.

    1. Профессор Смит

    Адам Смит родился в 1723 г. в маленьком городке Керколди, близ Эдинбурга. Его отец, таможенный чиновник, умер за несколько месяцев до рождения

    сына. Адам был единственным ребенком молодой вдовы, и она посвятила ему всю жизнь. Мальчик рос хрупким и болезненным, сторонясь шумных игр сверстников. Семья жила небогато, но и

    настоящей нужды не знала. К счастью, в Керколди была хорошая школа и учитель, не забивавший, по примеру многих, головы детей только цитатами из библий и латинскими

    спряжениями. Кроме того, Адама с детства окружали книги. Таковы были первые зачатки той необъятной учености, которая отличала Смита.

    Правда, Смит не получил, по понятным причинам, такого блестящего образования, как аристократ Тюрго. Он, в частности, никогда не имел хорошего

    учителя французского языка и так и не научился, как следует говорить на нем, хотя читал свободно. Древние языки, без которых в

    XVIII

    веке нельзя было обойтись образованному человеку, он в значительной мере осваивал уже в университете (особенно древнегреческий).

    Очень рано, в 14 лет (это было в обычаях того времени), Смит поступил в Глазговский университет. После обязательного для всех студентов класса

    логики (первого курса) он перешел в класс нравственной философии, выбрав тем самым гуманитарное направление. Впрочем, он занимался также математикой и астрономией и всегда отличался

    изрядными познаниями в этих областях. К 17 годам Смит имел среди студентов репутацию ученого в несколько странного малого. Он много вдруг глубоко задуматься среди шумной компании или

    начать говорить с самим собой, забыв об окружающих. Эти маленькие странности остались у него на всю жизнь. Успешно окончив в 1740 г. университет, Смит получил стипендию на дальнейшее

    обучение в Оксфордском университете. Стипендия выплачивалась из наследства одного богача-благотворителя. В Оксфорде он почти безвыездно провел шесть лет.

    Профессора и надзиратели тщательно следили за чтением студентов, изгоняя вольнодумные книги. Жизнь Смита в Оксфорде была тяжелой, и он всегда

    вспоминал свой второй университет с неприязнью. Он

    тосковал и к тому же часто болел. Опять его единственными друзьями были книги. Круг чтения Смита был очень широк, но никакого особого интереса к экономической

    науке он в то время еще не проявлял.

    Бесплодность дальнейшего пребывания в Англии и политические события (восстание сторонников Стюартов в 1745-1746 гг.) заставили Смита летом 1746 г.

    уехать в Керколди, где он прожил два года, продолжая заниматься самообразованием. Во время одной из своих поездок в Эдинбург он произвел столь сильное впечатление на Генри Хьюма (позже

    – лорд Кеймс), богатого помещика и мецената, что тот предложил организовать для молодого ученого цикл публичных лекций по английской литературе. В дальнейшем тематика его лекций,

    имевших значительный успех, изменялась. Их основным содержанием стало естественное право; это понятие включало в

    в. не только юриспруденцию, но и политические учения, социологию, экономику. Первые проявления специального интереса Смита к политической экономии также относятся

    к этому времени.
    ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены