Сущность и функции рынка

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Сущность и функции рынка

    Министерство образования российской федерации.

    Ставропольский технологический институт сервиса

    Филиал ЮРГУЭС

    Реферат № 1

    Тема: Сущность и функции рынка

    по дисциплине:

    Экономика

    Разработал студент группы ИСТ-011

    А.А. Неврев

    Преподаватель дисциплины

    О.П. Максимова

    Ставрополь 2002

    Рынок.

    1.1.

    Условия и причины возникновения рынка.

    1.2.

    Субъекты и объекты рынка.

    Функции рынка.

    Виды рынка и их структура.

    Конкуренция.

    4.1.

    Понятие конкуренции.

    4.2.

    Условия возникновения и виду конкуренции.

    4.3.

    Защита конкурентной среды.

    Экономическая неопределенность и риск.

    Провалы рынка и роль государства в их устранении.

    Вывод

    Литература

    1. Рынок.

    Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.

    В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производ­ства, обращения и распределения товаров, а также движения де­нежных средств.

    Развитие рынка происходит

    вместе с развитием товарно­го производства, вовлекая в обмен не только произведенные про­дукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий

    лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

    Если говорить более обобщенно, то

    рынок представляет сферу обмена (обраще­ния), в которой осуществляется связь между агентами общест­венного производства в форме купли-продажи, т. е. связь

    произ­водителей и потребителей, производства и потребления.

    1.1. Условия и причины возникновения рынка.

    Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник

    определенного вида конкретного труда получает возможность пользовать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда.

    Не менее важным условием возникновения рынка яв­ляется специализация. Специализация — форма общест­венного разделения труда, как между различными отрасля­ми и сферами

    общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

    В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например

    -автомо­бильные, тракторные заводы), по детальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую — стадий­ную (например - прядильная фабрика).

    Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие по детальной и технологической специализации ведут к расширению

    производственных связей — коопери­рованию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расшире­ния по детальной и технологической

    специализации.

    Схема специализации, т.е. набор специальностей, ста­новится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими

    специальностями, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специ­альностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда

    многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой сте­пени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку.

    Необходимость в по­стоянном обмене плодами специализированного труда оп­ределяет сегодня характер взаимоотношений людей в об­ществе.

    Важной причиной возникновения рынка является естественная ограничен­ность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь неболь­шое

    количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет

    пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производ­ственного использования в другой. В экономической тео­рии это явление получило название закона

    ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается по­средством обмена одного продукта на другой через рынок.

    Причиной формирования рынка является и экономи­ческая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются

    полностью независимые, автоном­ные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию

    выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным право­вым режимом состоянию экономической обособленности, является режим частной собственности. Обмен продуктами

    человеческого труда, в первую очередь, предполагает нали­чие частной собственности. С развитием частной собствен­ности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высо­кого уровня

    частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской

    деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

    В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, ак­ционерные

    общества, государственные и смешанные пред­приятия.

    Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъ­екта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного

    поведения, свободу хозяйствова­ния, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован

    товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

    1.2. Субъекты,

    объекты и термины рынка.

    Субъектами рынка

    являются продавцы и покупатели. В ка­честве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в со­ставе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), госу­дарство. Большинство

    субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «по­ток»

    купли-продажи.

    Объектами рынка

    являются товары и деньги. В качестве това­ров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все

    финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

    Рынок, как самостоятельное образование включает три основ­ных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капи­тала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и

    воздейст­вуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

    Трансакционные издержки.

    Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок

    называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, н...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены