Экономика Югославии

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Экономика Югославии

    Хомяков Е. Г.,

    профессор

    Союзная

    Республика Югославия: время перемен

    Югославия открыта миру и заинтересована во всех формах взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. Даже в условиях

    действия международных санкций Югославия не только сохранила свой экономический потенциал, но и углубила реформы в экономике, продолжает

    играть активную роль

    в региональном экономическом сотрудничестве. В январе

    1994 г. руководство СРЮ приступило к новому этапу экономических реформ, в основу которых было

    положено стремление стабилизировать

    национальную валюту

    при одновременном обеспечении постепенного роста производства и уровня жизни.

    Основой денежно-кредитной программы реконструкции и экономического восстановления стал новый

    динар, курс которого был приравнен к немецкой марке, имел

    золотовалютную основу и свободно конвертировался. Человеком, создавшим

    и реализовавшим эту программу, стал доктор Драгослав Аврамович,

    многие годы отдавший работе в международных финансовых организациях, - управляющий Национального банка Югославии.

    Были разработаны инвестиционные проекты в инфраструктуре, управлении водными ресурсами, электроэнергетике, общественном

    транспорте и ряде других отраслей.

    Иностранные компании получили право вкладывать капитал в практически любую компанию в СРЮ, иметь в них контрольный пакет акций или быть единственным владельцем,

    вывозить полученную прибыль или реинвестировать ее в югославскую экономику.

    С момента начала реализации программы главную роль в обеспечении финансовой стабильности играл Национальный банк. Экономическое

    восстановление страны сопровождалось введением новой и эффективной налоговой системы, которая была призвана, в частности, легализовать теневую экономику, приобретшую ранее значительные

    размеры в условиях

    галопирующей инфляции.

    Решительному сокращению были подвергнуты расходы на здравоохранение, науку, образование, госадминистрацию и армию. Финансирование этих

    отраслей и структур производилось исходя из реальных возможностей экономики. Существенная модернизация и сокращение были произведены в органах государственного

    управления. Объекты социальной сферы, ранее закрепленные за предприятиями, были переданы на баланс органов государственного и местного управления.

    Путем

    принятия федеральных законов о преобразовании отношений собственности, концессиях и иностранных инвестициях были существенно расширены возможности экономического

    развития, достигнуто значительное приближение норм отечественного законодательства к стандартам Европейского Союза. В результате, несмотря на все политические сложности, в последние

    несколько лет в СРЮ отмечены высокие темпы экономического развития. По уровню роста валового национального продукта, составившего в 1997 году 7,8%, Югославия

    оказалась в числе наиболее быстро развивающихся стран. Эта тенденция сохранилась и в этом году.

    СРЮ, таким образом, в чрезвычайно неблагоприятных

    условиях, порожденных международными санкциями, сумела сохранить крупные компании и инфраструктуру, рассматривая их как основу будущего экономического развития

    и интеграции в европейское и международное сообщество. Заметное развитие получил в последние годы малый и средний бизнес.

    Сегодня Югославия открыта для иностранных инвестиций, которые еще

    недавно были практически

    невозможны из-за международных санкций. Экономическому росту способствуют и долгосрочные экономические проекты с наиболее важными, традиционными

    иностранными партнерами.

    С ослаблением эмбарго новый интерес к югославской экономике был проявлен

    в сопредельных странах, Российской Федерации, Украине, Беларуси, других республиках бывшего Союза, странах Дальнего Востока. Особую привлекательность представляет

    вложение капитала в высокотехнологичные отрасли промышленности, инфраструктуру, сельское хозяйство и переработку его продуктов, химическое и фармацевтическое производство. Активно

    действуют зоны свободной торговли в Смедерево, Ковине, Нише, Белграде, Нови-Саде, Прахово,

    Сомборе, Сремской Митровице, Суботице и Зренянине.

    В 1997-1998 гг. Югославия привлекла иностранных

    инвестиций более чем на 2 миллиарда долларов США, главным образом из стран Европейского Союза. В этот показатель вошли и средства, предусмотренные в недавно принятых

    долгосрочных инвестиционных программах общим объемом более чем в 2,5 миллиарда долларов США.

    Особую роль для югославской экономики играет развитие сотрудничества со странами

    Центральной и Восточной Европы. Со своей стороны, эти государства проявляют все больший интерес к югославскому рынку,

    реально оценивая масштабы собственных потерь, понесенных в результате односторонних санкций против СРЮ. Свидетельством этого стало, в частности, проведение 2-3

    ноября 1998 года в Белграде пятой сессии Международного Совета Торгово-промышленных палат стран Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии.

    СРЮ как балканская, центральноевропейская, дунайская и средиземноморская страна

    очень

    заинтересована

    в развитии международных контактов и интеграционных процессов в этих регионах. Она рассматривает их

    в контексте общеевропейской интеграции, в частности, со странами Европейского Союза.

    На состоявшемся недавно

    втором саммите стран Юго-Восточной Европы в Анталии (Турция) было поддержано предложение Югославии об интенсификации процесса заключения этими государствами

    двусторонних соглашений по свободной торговле с целью создания в перспективе зоны свободной торговли во всем

    регионе. Стремясь объединить все проекты по развитию инфраструктуры в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций, Югославия придает исключительное значение

    созданию транспортных коридоров через свою территорию с целью усиления экономических, культурных и других форм сотрудничества, как в регионе, так и в целом в Европе.

    Особый интерес у югославского руководства и югославского бизнеса вызывает реализация проектов интенсификации использования

    транспортных возможностей Дуная.

    Европейское измерение внешней политики Югославии

    реализуется в полном соответствии с европейскими принципами сотрудничества и безопасности, воплощенными в Хельсинкских итоговых документах, Парижской Хартии

    и соглашениях

    Совета Европы. Эта политика СРЮ имеет три важных компонента:

    Безусловно, восстановление прав Югославии в европейских структурах – принципиальный вопрос. Его положительное решение и в интересах

    Югославии, и в интересах всего европейского сообщества. Без универсальности подходов ко всем государствам нашего континента нельзя

    ожидать эффективных результатов

    политического и экономического сотрудничества.

    Восстановление достойного места Югославии в европейских интеграционных процессах будет зависеть как от использования

    национального и регионального политико-экономического потенциала, так и

    от непосредственной ее поддержки со стороны европейских государств, имеющих с нею

    традиционные дружественные отношения (Россия, Украина, Греция и некоторые другие). СРЮ открыто и последовательно поддерживает все инициативы, направленные на

    укреп...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены