Культура России XIX века

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Культура России XIX века

    ВВЕДЕНИЕ
    В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.
    Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о
    культурном наследии наших предков: «Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знание должно использовать, навыки брать
    на образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой».
    век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот
    период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.
    Историко-культурный материал эпохи огромен.
    История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше
    представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни.
    Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение
    в период того мировоззренческого вакуума, который образовался за последние годы.
    Несмотря на значимость историко-культурной проблематики советская историография выбранной мною темы отличается некоторой односторонностью. При обилии монографий по различным
    аспектам художественной жизни количество обобщающих работ сравнительно не велико. Это относится прежде всего, к одному из самых блестящих периодов в истории русской культуры –
    веку. Если в истории культуры
    XVII
    веков и
    XVIII
    века существуют пособия и монографии, соответствующие современным представлениям о развитии отечественной культуры, то по истории культуры
    века их значительно меньше, кроме того, часть исследований концептуально устарела. Как отмечается в современной критике, одной из распространенных тенденций таких работ является
    «сведение курса истории культуры к курсу социально политической истории, иллюстрированной примерами культурно-исторического содержания»
    . В связи с этим в исследованиях последнего времени, наряду со стремлением отойти от вульгарно-социологических и политических схем историко-культурного развития, наметились, с одной
    стороны, разработки культурологического плана, с другой – обращение к непредвзятому анализу богатого материала истории русской культуры. Настоящая работа примыкает к последнему
    направлению.
    Широкий и разнообразный круг источников, привлеченных автором, дает возможность создать целостную картину русской культурной жизни первой половины
    века, выделив ее основные компоненты. При этом представляется закономерным преимущественное внимание к вопросам просвещения и литературного творчества, поскольку эти аспекты
    культурного процесса непосредственно соотносятся с духовным и нравственным состоянием общества.
    Логика исторического развития предопределяет и значительное использование в работе «петербургского» материала, ибо, начиная с Петра
    Петербург, стал главным культурным центром империи и, как писал Белинский, «имеет необъятно великое значение для России».
    1. КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В
    ВЕКЕ
    В начале
    XIX века в Российской империи проживало 37,4 млн. человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне – менее 2%. Однако по-прежнему именно дворяне определяли в
    основном характер и уровень развития русской культуры. Особенно отчетливо это проявилось в первой половине
    XIX века. Во второй половине столетия, однако, важную роль в науке и искусстве наряду с дворянством начинает играть розничная интеллигенция. Это стало следствием тех
    глубинных социально-политических и экономических процессов, которые происходили в жизни российского общества.
    Важнейшими событиями, во многом определившими развитие страны в
    XIX столетии, были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права и проведение масштабных и разноплановых демократических реформ, зарождение
    капиталистической экономики и укрепление революционной идеологии. Главным же фактором культурогенеза стал процесс культурной самоидентификации – формирование русской нации и рост
    национального самосознания. Все это привело к постепенной демократизации российской культуры в
    XIX в.
    2. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    XIX в. государственная власть продолжила те тенденции в образовании, которые были заложены Петром Великим. Главная идея заключалась в том, чтобы постепенно расширять сеть
    общеобразовательных школ и дать возможность учиться все большему числу людей.
    Первая половина
    XIX в.: 94 человека из ста – не грамотны в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, задачей которого было преобразование и совершенствование системы
    народного просвещения. Уже в следующем году был проведен ряд преобразований и низшей ступенью стали двухклассные церковно-приходские училища для крестьянских детей и четырехклассные
    уездные училища для детей мещан. Некоторые помещики сами открывали в своих имениях школы для крестьянских детей.
    В 1803 г. Россия была разделена на шесть учебных округов, в каждом из них намечалось открытие университета. Уже в 1804 г. был открыт Казанский университет, в 1805 г. – Харьковский, в
    1819 г. – Петербургский, в 1834 г. – Киевский. Будучи центрами учебных округов, университеты отвечали за работу училищ и гимназий, расположенных на их территории.
    Для дворянских детей создавались гимназии в губернских городах, дававшие право поступать в университеты. Хотя система народного образования оставалась сословной, имелась возможность
    перехода с одной ступени на другую. В 1824 г. в России было всего 49 гимназий и только одна из них в Сибири, в Тобольске. К середине века число гимназий увеличилось до 77, в том числе в
    Сибири 3 (в Тобольске, Томске и Иркутске). Большинство дворянских детей обучались в частных пансионах или дома с учителями и гувернерами из французов или немцев. Развивалось женское
    дворянское образование. Для дворянских дочерей открыли институты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове.
    Несмотря на усилия, к середине
    XIX столетия единой и эффективной системы начального образования в Российской истории не существовало. В целом по стране грамотными были всего 5-6% населения: если в
    большинстве своем городское население было грамотное, то среди крестьян грамотность составляла менее 5%.
    Вторая половина
    XIX в.: начало высшего образования для женщин Образование во второй половине
    XIX в. развивалось в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим периодом. В начальных и крестьянских школах обучали основам грамоты, счету, письму и закону
    божьему; в земских школах была более широкая учебная программа. Огромное з...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены