Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности

    Омский Государственный Университет
    Кафедра первобытной истории
    Курсовая работа на тему:
    Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности
    Выполнила
    Руководитель
    Омск, 1998
    Оглавление:
    Введение
    Глава 1. Культурно-исторические образования скифо-сибирского мира
    Глава 2. История развития саргатской культуры. Образование саргатской общности
    Глава 3. Контакты саргатской культуры с образованиями скифо-сибирского мира.
    Заключение
    Список использованной литературы
    Приложения
    Введение
    В последнее время появилось достаточно много материалов по изучению саргатской культуры. Отношения данной культуры с ее южным соседом -- скифо-сибирской культурно-исторической
    общностью -- достаточно хорошо изучено такими крупными учёными, как В.А. Могильников, Н.П. Матвеева, Н.В. Полосьмак, А.И. Мартынов, В.П. Алексеев и многими другими.
    Но, к сожалению, мало внимания уделялось динамике развития этих отношений, что является достаточно интересным объектом для изучения, так как могло повлиять на исторические
    судьбы племен, в эту общность входивших.
    Курсовая работа является общим обзором фактов, по которым можно определить степень вхождения саргатской культуры а скифо-сибирскую культурно-историческую общность на разных
    этапах ее развития.
    Целью данной работы является выяснение динамики отношений саргатской культуры и скифо-сибирского мира.
    Для достижения данной цели автором работы были поставлены следующие задачи:
    Краткое изложение истории скифо-сибирского мира в период существования варгатской культуры.
    Изучение саргатской культуры, сложения и развития саргатской культурно-исторической общности.
    Изучение связей саргатской культуры с культурами, входившими в скифо-сибирскую общность.
    Выяснение степени вхождения сагратской культуры в скифо-сибирскую культурно-историческую общность.
    Соответственно, каждой задаче соответствует
    глава работы.
    Для написания данной работы были в основном использованы труды таких специалистов по саргатской культуре, как В.А. Могильников, Н.П. Матвеева, Н.В. Полосьмак, А.И. Мартынов,
    В.П. Алексеев. В ходе ознакомления с данной проблемой были также использованы статьи В.И. Матющенко, Л.И. Погодина, Н.П. Довгалюк, Б.В. Мельникова и других.
    В связи с многочисленностью трудов, посвященных данной проблеме, некоторые явления обозначаются несколькими терминами. Во избежание путаницы в терминологии хотелось бы
    расшифровать некоторые термины:
    Общность
    -- несколько археологических культур, в которых изначально или на определенном этапе развития появляются общие признаки. В нашем случае это формы керамики, оружие, конская сбруя,
    предметы \"звериного стиля\", обрад захоронения.
    Если термин \"общность\" применяется относительно материальной культуры определённых образований, то термин \"мир\" в данной работе применим в контексте выяснения развития отношений
    между культурами.
    Глава 1.
    Культурно-исторические образования скифо-сибирского мира
    Во второй половине I тыс. до н.э., \"как удачно отметил М.Б. Щукин, евразийское пространство было как бы структурировано, образуя систему взаимосвязанных \"культурных миров\". Он
    выделяет их 7 --
    эллинско-римский;
    кельтский (латенская культура);
    латенизированные культуры Северной Европы (протогерманцы);
    франко-гето-дакийский \"мир\" -- Рприкарпатье и север Балканского полуострова;
    \"мир\" лесных (балтский и балтско-славянских) культур восточной Европы;
    \"мир\" финно-пермских племён;
    степной (скифо-сакско-сарсматский, ираноязычный), кочевнический.
    Л.Н. Корякова высказала мысль о добавлении к этому перечню \"следующих образований:
    \"мир\" лесостепи, \"сариатизирующийся\" (угорских и иренских культур Зауралья и Западной Сибири (саргатская, большереченская));
    большой угро-самодийский \"мир\" лесных культур Урала и Западной Сибири.
    Эти ареалы имели свои центры, и между ними существовали отношения различных уровней\". Авторы убеждены, что \"к концу I тыс. до н.э. почти не осталось (или осталосьь очень мало)
    культур, которые развивались изолированно\"
    Скифо-сибирская общность -- обширнейшее культурно-историческое образование, сложившееся в сер. I тыс. до н.э. в степях Евразии -- издавна притягивала к себе исследователей своим
    резким отличием от мира, его окружавшего, и неким внутренним сходством. По словам А.И. Мартынова, \"Скифо-сибирский мир... выступает перед нами как явление в высшей степени
    своеобразное и весьма значительное в мировой истории. Фактически мы имеем дело с еще не познанной нами во всём её разнообразии цивилизацей степного пояса Евразии. Основной составной
    частью этой цивилизации были культурно-исторические цкнности скифов, савроматов, саков, населения долин Горного Алтая, тагарской культуры, горных долин Тувы. На востоке этот мир
    заканчмвается в Ордосе\"
    Как пишет А.И. Мартынов, \"Скифо-сибирское культурно-историческое единство ака своеобразная культурно-историческая общность сложилась в конце VI - начале V вв. до н.э. и
    просуществовало в степях Евразии как историческое явление до конца II в. до н.э., включая в себя скифские, савроматские, меотские племена Европейской части СССР, саков Средней Азии,
    племена Алтая, Тувы, тагарские племена на Енисее, другие жители Монголии и вступившие в определённые контакты на обширном пространстве степного пояса Евразии, охватывавшем на западе
    территорию степей Причерноморья, вплоть до Дуная, степного Прикавказья и Поволжья, а на востоке степи южного Приуралья, Казахстана, Южной Сибири и Мредней Азии\"
    Традиционно общие черты культур скифо-сибирского мира оценивают по наличию в материальном ее выражении так называемой \"скифской триады\", состоящей из трех элементов: вооружения,
    конской сбруи и предметов \"звериного стиля\". Если рассматривать этот вопрос подробнее, то в \"скифскую триаду\" входят: \"1) вооружение: трёхгранные, трёхлопастные втульчатые наконечники
    стрел с шипом и без него, коротколезвийные кинжалы с бабочковидным или почковидным перекрестьем и валиковым навершием (классический пример -- скифский меч-акинак); 2) конская сбруя --
    бронзовые удила и псалии с определённой формой отверстия для крепления; 3) бронзовые предметы иак называемого звериного стиля (олени с подогнутыми ногами, развевающимся рогом и другие
    изображения стилизованных животных в определённой канонической манере)\"
    \"Скифская триада\" определяет только основные черты в содержании культур скифо-сибирского имра, подобные признаки могуи иметься и у культур, ничего общего с данным образованием
    не имеющих и к нему не принадлежащих. Но отталкиваясь от триады, можно определить и ещё ряд признаков. К ним можно отнести \"общие в ряде случаев приемы устройства погребальных
    сооружений, их архитектурно-конструктивные черты, схожие элементы в обряде погребения.
    Из групп предметов можно указать на конструкимвную и смысловую близость бронзовых солярных бляшек и так называемых \"зеркал\" и \"скифских котлов\", значительное сходство некоторых
    групп керамики, а из орудий труда -- на сходство кельтов, бронзовых серпов азиатских степей\"
    Сходство на основе совокупности всех этих приз...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены