Мировоззрение скифов в понимании Д.С. Раевского и других авторов

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Мировоззрение скифов в понимании Д.С. Раевского и других авторов

    Омский государственный университет
    Кафедра истории первобытного общества
    М.А. Саплинова
    \"Мировоззрение скифов в понимании Д.С. Раевского и других авторов\"
    Курсовая работа
    Руководитель: В.И. Матющенко
    Омск, 1999
    Оглавление
    Введение..............................................................................
    Глава
    . Религиозные воззрения скифов............................
    Глава
    2. Искусство скифов.................................................
    Глава
    3. Социальная структура скифского общества........
    Заключение.........................................................................
    Список использованной литературы.................................
    Приложение 1......................................................................
    Приложение 2......................................................................
    9. Приложение 3..................................................................... .
    Введение
    Крупнейший исследователь скифской системы мира Д.С. Реавский, пишет: \"Словосочетание \"скифская культура\" достаточно широко употребляется в специальной литературе. Однако, как
    правило, включенное в него содержание ограничивается значением термина \"культура\" в контексте понятия \"археологическая культура\". Иными словами, под скифской культурой понимается чаще
    всего совокупность определенных материальных признаков: специфический набор предметов определенных форм (орудий труда, предметов вооружения, элементов конского убора, керамики),
    специфическиая конструкция сооружений и инвентаря погребального комплекса, специфический стиль и набор мотивов памятников искусства и т.д. При этом каждая из перечисленных
    характеристик рассматривается как автономная, и в традиционной скифологии совершенно, к примеру, немыслимо задаваться вопросом, что общего между скифским погребальным сооружением и
    декором акинака.
    Между тем, если подходить к культуре скифов с учетом присущей ей одной семиотизации, в постановке подобного вопроса нет ничего странного, поскольку она опроеделяется фактом
    отражения во всех этих разнохарактерных памятниках одних и тех же определяющих модель мира конфинураций.
    Более того, лишь освоение целой серии подобных вопросов позволило бы составить более или менее отчетливое представление о скифской культуре как о самобытном целостном явлении,
    отражающем мировосприятие оставившего его народа. При таком подходе каждый скифский памятник – от единичной вещи утилитарного назначениядо грандиозного могильного кургана со всеми
    особенностями его конструкции и всеми составляющими погребального инвентаря – может и должен рассматриваться как звено в цепи равноправных текстов, выступающих в качастве вариантив по
    отношению к инвариантному тексту более высокого уровня, обозначенного понятием \"скифская культура\"\"
    Цель данной работы – попытаться восстановить мировоззрение скифов. Для реализации этой цели автор считает необходимым расмотрение по отдельности трех взаимосвязанных частей
    скифской культуры, которые в совокупности позволяют хотя бы приблизительно восстановить скифское мировоззрение – это религия и обряды, искусство и социальное устройство скифского
    общества.
    Источники по каждому из трех направлений несколько различны, притом сами они являются источниками друг для друга.
    Для религии это описания античных авторов, произведения искусства, археологические источники, в основном – погребения.
    Искусство скифов само по себе является историческим источником. Дополняется оно лучше всего восстановленной мифологией и письменными
    свидетельствами о серьезных изменениях, произошедших в
    VI-V
    вв.. до н.э., понесших за собой изменения и в искусстве, и в социальном устройстве. Религию эти изменения затронули, но не очень серьезно, так как именно она являлась вместилищем
    и хранителем традиций скифского общества.
    Данные о социальном устройстве Скифии мы можем найти у античных
    авторов. Так же они отражены в мифологии и искусстве.
    В основе данной работы лежат две аксиомы: во-первых, тезис Раевского о том, что скифская культура базировалась на мифологическом синкретизме, присущем архаическим обществам, а
    во-вторых, принадлежность скифов к кругу индоиранских культур, и, как следствие, распространение на них основ индоиранского мировоззрения, главной из которых автор данной работы
    считает трехчленную систему мира.
    Значение данной работы заключается в том, что скифская система мира распространялась не только собственно на скифов, но и на все культуры
    скифского круга (см. прил. 3).
    Глава 1
    Религиозные воззрения скифов
    Религиозная система скифов – сложное образование, возникшее на основе племенных верований. Как и у всех индоевропейцев, у скифов четко выражена трехчленность мирооздания,
    нашедшая отражение в том числе и
    в религиозной системе.
    Геродот упоминает восемь божеств, которым поклонялись скифы. Это
    Папай, Апи, Таргитай, Табити, Гойтосир, или Ойтосир, Аргимпаса, или Артимпаса,
    Тагимасад (ему, согласно Геродоту, поклонячются только царские скифы) и божество, имени которого отец истории не упоминает, но сравнивает его с греческим Аресом.
    Божества эти четко разделяются на две группы по признаку связанности их с генеалогической легендой: связаны с нею Папай, Апи
    и Таргитай.
    Подробное рассмотрение скифского пантеона логично было бы начать именно с генеалогической легенды.
    Д.С. Раевский справедливо считает, что \"Скифская легенда – это космогонический миф, в котором находит выражение скифская модель мира\"
    К тому же это – \"единственный сюжет скифской мифологии, сохранившийся в виде более-менее связного повествования и даже в несскольких вариантах.., причем характер изложения и его
    оплнота существенно разнятся\"
    До нас в изложении различных древних авторов дошли пять различных версий, отличающихся друг от друга полнотой и ясностью изложения, но вместе с тем безусловно сходных в своей
    основе. Как пишет Д.С. Раевский, \"наиболее информативная версия содержится в трудах Геродота и обычно именуется исконно скифской... По словам отца истории, в таком виде легенду
    рассказывали сами причерноморские скифы\"
    В сжатом виде эта легенда выглядит следующим образом. От союза Папая-неба и земли (воды?) -Апи рождается первочеловек – Таргитай. Он совершает ряд подвигов, и в своих
    странствиях доходит до пустынной страны, которой в буждущем суждено стать Скифией. Придя в пустыню, Таргитай засыпает. В это время пропадают принадлежащие ему кони. Проснувшись, он
    идет на их поиски, и обнаруживает пещеру, в которой обитает полуженщина-полузмея. Это существо признается, что кони у нее и соглашается вернуть их, но при условии, что Таргитай
    вступит с нею в брачню связь. От союза Таргитая и Апи рождаются три сына – Арпоксай, Колаксай и Липоксай.
    Раевский указывает на поразительное сюжетное сходство данного эпизода с рассказом в \"Шахнаме\" о браке Ростема и Техмине... Как пишет Раевский, \"Совпадение сюжетной
    схемы обоих рассказов действительно разительно. Она складывается из одних и тех же элементов (мотивов), расположенных в той же последовательности...\"
    Ко всему проче...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены