Митрофан Петрович Беляев и Беляевский кружок

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Митрофан Петрович Беляев и Беляевский кружок

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ПО ТЕМЕ
    \"МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ БЕЛЯЕВ И БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК\"
    Автор -
    Руководитель -
    Москва 1996
    - 2 -
    О Г Л А В Л Е Н И Е
    Введение..............................................
    Часть первая..........................................
    Часть вторая..........................................
    Заключение............................................
    Источники.............................................
    - 3 -
    Введение
    Тема \"Митрофан Петрович
    Беляев
    Беляевский
    кружок\"
    заинтересовала
    меня прежде всего тем,
    что она дает широкий
    простор для изучения музыкальной жизни конца XIX века. Кроме
    того,
    собирая
    материал
    по
    этой
    теме,
    я многое узнала о
    личности М.П.Беляева,
    которая являет собой наиболее
    яркий,
    как
    мне
    кажется,
    пример
    меценатства
    (наряду
    А.А
    Бахрушиным,
    С.И.Мамонтовым,
    П.М.Третьяковым).
    Очень полно
    качества
    личности
    Беляева
    описаны
    его
    современниками
    М.М.Курбановым,
    В.В.Стасовым,
    В.А.Золотаревым,
    И.Витолем.
    Нередко я могла встретить сравнение Беляевского кружка с еще
    одним влиятельным музыкальным
    объединением
    конца
    прошлого
    века
    \"Могучей
    кучкой\"
    во главе с М.А.Балакиревым.
    сожалению, у современных исследователей деятельности Беляева
    отводится меньше места.
    Его, в частности, обвиняют в узости
    интересов (Большая музыкальная энциклопедия),
    что,
    на
    мой
    взгляд,
    совершенно
    несправедливо.
    На
    Беляевских
    вечерах
    исполнялась далеко не только отечественная музыка, музыканты
    Беляевского
    кружка
    были
    теснейшим
    образом
    связаны как с
    представителями
    других
    музыкальных
    групп,
    так
    зарубежными композиторами (в частности, с Ф.Листом).
    Одной из
    первых работ об известном меценате была книга
    - 4 -
    В.В.Стасова,
    замечательного
    критика,
    которая
    так
    называется: \"Митрофан Петрович Беляев\".
    Он сравнил то, чем занимался описываемый мною деятель с
    подвижничеством Павла
    Михайловича
    Третьякова.
    Как
    тонкий
    ценитель и знаток искусства,
    он умело раскрыл общие черты в
    направлении деятельности того
    другого.
    Оба
    они
    ценили
    р у с с к о е
    искусство
    первую
    очередь,
    оба
    были
    альтруистами в своем
    деле
    способствовали
    сохранению
    обогащению отечественной культуры, не задумываясь о денежной
    стороне
    своих,
    безусловно,
    незаменимых
    неоценимых
    поступков.
    Стасов
    подчеркивал
    идейное
    творческое
    бескорыстие Беляева,
    для которого
    прибыль
    или
    нажива
    не
    составляет
    ровным
    счетом никакого интереса и который полон
    заботы только об одном: заботы о принесении пользы искусству
    и виднейшим его представителям.
    Очень интересной
    познавательной,
    необходимой
    для
    подтверждения важности проводимых Беляевым мероприятий,
    мне
    кажется
    публикация
    книге
    Стасова
    программ
    Русских
    Симфонических Концертов.
    Михаил Курбанов
    приятель
    Беляева
    и один из членов
    кружка - очень четко представил все направления деятельности
    Беляева
    - от музыкального издательства и до учреждения им в
    1884
    году
    Глинкинских
    премий.
    Все
    работы
    Курбанова,
    посвященные
    деятельности
    Беляева,
    отличаются
    теплым
    отношением к нему,
    являют собой пример крепкой и
    искренней
    дружбы.
    Наиценнейшими фактами
    полна
    переписка
    Митрофана
    Петровича
    А.Н.Скрябиным,
    его
    другом
    предметом
    его
    - 5 -
    покровительства, с
    тем
    же
    В.В.Стасовым.
    Много
    полезной
    информации о музыкальной жизни того периода я почерпнула
    из
    воспоминаний Н.А.Римского-Корсакова.
    Они
    показывают
    музыкальную
    жизнь
    изнутри
    расширяют
    представление
    размахе творчества героя моего повествования.
    Книга В.Я.Трайнина,
    посвященная Беляеву и его
    кружку,
    также
    дала
    мне
    возможность найти немало информации.
    Эта,
    самая крупная из найденных мною работ,
    содержит
    всего
    страниц, включая ту же программу Симфонических Концертов
    перечень премий имени
    Глинки,
    что
    еще
    раз
    подтверждает,
    насколько неизучена тема, выбранная мной.
    Обращаясь к
    теме
    музыкального
    кружка конца XIX века,
    который возглавлял
    Митрофан
    Петрович Беляев,
    в первую
    очередь,вспомнила замечательный его портрет в Русском
    музее
    в Санкт-Петербурге,
    принадлежащий
    перу
    его
    современника
    И.Е.Репина. Этот портрет заставляет восхищатьсякаждого,
    кто
    в него в смотрится.
    \"Поза, выражение характера, мысли, силы
    и бодрости в этом портрете неподражаемы\" /7/. Трудно описать
    его
    лучше,
    чем
    это
    сделал
    Стасов
    признанный
    знаток
    искусства. Хочу только добавить:
    портрет,
    в течение
    жизни
    являвшийся
    собственностью Митрофана Петровича,
    был завещан
    им Русскому
    музею на вечное хранение.
    - 6 -
    Ч А С Т Ь
    П Е Р В А Я
    \"В Германии,
    Англии, во Фран-
    ции - во всех этих государствах
    есть
    в России он
    еще не
    введен. Желая платить дань
    родине, я
    выбрал
    ту форму,
    которая мне более
    всего симпатична.\"
    Митрофан Петрович Беляев.
    Митрофан Петрович
    Беляев
    родился
    Петербурге
    февраля
    1836
    года.
    Он был сыном Петра Абрамовича Беляева,
    известного лесопромышленника,
    купца первой гильдии.
    В 1856
    году
    его
    отец
    был возведен в почетное гражданство.
    Среди
    предков Беляева по материнской линии были обрусевшие
    шведы.
    По мере того,
    как сыновья (а Беляев был 1 из 3 детей в
    семье) подрастали,
    отец вовлекал
    их
    свои
    предприятия,
    сначала как приказчиков , позже - как компаньонов.
    Преподавание в
    том
    заведении,
    где
    учился
    Беляев,
    - 7 -
    проводилось в основном на немецком,
    но изучались
    другие
    языки:
    общая
    программа предусматривала обучение с уклоном,
    близким к курсу коммерческих училищ.
    Успешно
    окончив
    курс
    учения
    в 1851 году,
    Беляев по семейной традиции начал свою
    карьеру
    качестве
    приказчика.
    Первоначальный
    оклад
    его
    составлял всего лишь 15 рублей в месяц.
    Выполняя поручения
    фирмы,
    полгода
    он
    проработал
    Лондоне, совершал деловые путешествия по Англии и Шотландии.
    Зная 3
    языка,
    он
    приобщался
    культурной
    жизни
    каждой
    страны,
    бывал
    на концертах,
    посещал
    картинные
    галереи,
    выставки, музеи,
    приобретал
    книги
    для
    пополнения
    личной
    библиотеки.
    В 1866 году Митрофан Петрович с согласия и
    при
    помощи
    главы фирмы
    основал
    свой
    собственный
    лесопромышленный
    завод.До 1884 года он
    был
    его
    собственником.
    (Завод
    был
    основан совместно с Николаем Павловичем Беляевым, двоюродным
    братом Митрофана Петровича
    Кемском
    уезде
    Архангельской
    губернии).
    Бережно храня
    приверженность
    патриархальному
    укладу,
    семья
    Беляевых не чуралась и современных интересов.
    В юном
    Митрофане
    поддерживалось
    влечение
    музыке
    раннем
    возрасте
    он стал обучаться игре на скрипке под руководством
    А. Э. Гюльпена - скрипача и дирижера императорского балета.
    Мальчик пристрастился к игре.
    Видя это, Петр Абрамович
    предложил сыну всецело посвятить себя музыке.
    В реформаторском училище, где поощрялось музицирование,
    Митрофан Петрович принимал участие в
    квартетных
    ансамблях.
    Он исполнял
    там
    партии
    второй
    скрипки
    альта.
    Альт и
    - 8 -
    остался основным инструментом,
    на
    котором
    играл
    Митрофан
    Петрович.
    После окончания училища Беляев поступил в
    любительский
    симфонический оркестр петербургского немецкого клуба. Клубом
    этим
    то
    ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены