Основные проблемы культуры речи в СМИ

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Основные проблемы культуры речи в СМИ

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Гуманитарная Академия
    Курсовая работа
    по русскому языку
    Тема
    \"Основные проблемы культуры речи в СМИ\"
    Выполнила
    студентка
    курса
    факультета
    журналистики
    Петрушова
    А.Ю.
    2 группа
    Преподователь
    Скороходова Е.Ю.
    Москва 2002
    Оглавление
    Введение
    …………………………………………………………………
    стр. 3
    Основная часть
    ………………………………………………………….
    стр. 4
    Речь…………………………………………………………………………... стр. 4
    Культура речи ………………………………………………………………. стр. 5
    Правильность речи …………………………………………………………
    стр. 7
    Ошибки словоупотребления ……………………………………………….. стр.10
    Речевые ошибки …………………………………………………………….. стр.11
    лексические ошибки ……………………………………………………... стр.13
    фонетические ошибки …………………………………………………… стр.14
    синтаксические ошибки …………………………………………………. стр.15
    Риторический стиль СМИ ………………………………………………….. стр. 16
    Где поучиться ……………………………………………………………….. стр. 21
    III.
    Заключение
    ……………………………………………………………….. стр.23
    Литература
    ………………………………………………………………….стр.25
    . Введение.
    Современные русисты, в частности, специалисты по культуре речи (Е.Н. Ширяев, Л.К. Граудина, О.Л. Дмитриева, Н.В. Новикова и другие) справедливо говорят о том, что
    русский язык — наше национальное достояние, но не такое, которое можно положить в сундук и любоваться им время от времени: отражая наши национальные достоинства, язык не менее ярко
    показывает и все наши беды. Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Русская речь в современном
    российском обществе находится в положении нелюбимой падчерицы.
    Язык любого народа — это его истори­ческая память, воплощенная в слове. Ты­сячелетняя духовная культура, жизнь рус­ского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском
    языке, в его устной и письменной формах, в памятниках раз­личных жанров — от древнерусских ле­тописей и былин до произведений совре­менной художественной литературы. И, зна­чит,
    культура языкам культура слова пред­стает как неразрывная связь многих и многих поколений.
    По письменным памятникам мы можем проследить развитие нашего языка за тысячу лет. За это время произошло множество изменений из семи типов склонения (да еще со многими
    вариантами) образовалось три, вместо трех чисел (единственное, двой­ственное и множественное) нам известно теперь только два, совпали друг с другом или вытеснили друг друга разные
    падежные окончания, во множественном числе почти перестали различаться существительные муж­ского, среднего и женского рода. И так далее до бесконечности. Сотни и сотни замен,
    подстановок, различных, иногда не отме­ченных в памятниках изменений Современный же язык выбирает более строгое и удобное, двоичное противо­поставление. Упрощается также система
    паде­жей и времен. Язык каждый раз поворачива­ется своими гранями таким образом, как требуется этой именно эпохе. Из бесконечной практики речи рождается обновленный язык.
    Язык — это не что-то застывшее и не­изменное. Он находится в вечном движении, потому что на говорящих людей постоянно действует множество самых различных факто­ров — и внешних,
    как говорят, экстралингви­стических, и внутренних, собственно языко­вых. Русский языковед И.А. Бодуэн в одной из своих статей удивлялся тому, что, несмотря на такое количество самых
    разнообразных обстоятельств, обусловливаю­щих изменения в языке, язык изменяется все-таки не очень сильно и сохраняет свое единство. Но ничего особенно удивительного в этом нет. Ведь
    язык — это важнейшее средство взаимопонимания людей. И если бы язык не сохранял свое единство, то он не мог бы выполнять эту важнейшую функцию.
    . Основная часть.
    Речь.
    Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса
    формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и
    индивидуальна.
    Письменная
    Устная
    Монологическая
    Диалогическая
    Выделяют следующие виды речи:
    Внешняя
    Внутренняя
    Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован в начале XX века психологом Л. С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает
    образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие
    смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека - его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного протекают в скрытой форме, на мыслительном уровне.
    Внутренняя речь «работает» всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: «На
    языке вертится, а сказать не могу».
    Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Различия между ними определяются:
    Способами кодирования. Устная речь - произносимая, звучащая, слышимая - выражена звуками (акустическим кодом), а письменная - видимая, написанная - буквами (графическим
    кодом).
    Механизмами порождения. Письменный текст, как правило, - подготовленный, - записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию. Устная речь не имеет таких
    возможностей, она спонтанна, т. е. создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки, быстроты выбора слов, автоматизма синтаксического конструирования.
    Механизмами восприятия. Устная речь должна восприниматься сразу, письменная осмысливается при многократном чтении.
    Грамматическими и лексическими особенностями. В письменной речи четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции. В
    устной наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Известен предел, ограничивающий количество слов звучащей речи: от пяти до девяти.
    Видами норм. Только к устной речи предъявляются орфоэпические требования, и только к письменной - орфографические, пунктуационные и каллиграфические.
    Выразительными возможностями. Устная речь обладает средствами звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается
    жестами и мимикой. Знаки препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности письменного текста.
    Характером адресата. Устная речь зависит от того, как ее воспринимают, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг
    друга. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.
    Устная речь может быть записана, а письменная - произнесена. Например, письменный текст при «озвучивании» приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску,
    ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме.
    При подготовке и в процессе публичного выступления возникает противоречие между письменной речью и устным ее исполнением. А. М. Пешковский, известный лингвист, называл
    ораторский мо...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены