Памятники саргатской культуры как источник для реконструкции социально-экономических отношений и мировоззрения населения

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Памятники саргатской культуры как источник для реконструкции социально-экономических отношений и мировоззрения населения

    Омский государственный университет
    Кафедра первобытной истории
    М.А. Саплинова
    Группа И-72
    Памятники саргатской культуры как источник для реконструкции социально-экономических отношений и мировоззрения населения
    Курсовая работа
    Руководитель: проф. В.И. Матющенко
    Омск 2000
    Оглавление
    Введение....................................................................................................................
    Глава 1. Саргатская культура (краткий очерк)........................................................
    Глава 2. Поселения...................................................................................................
    Глава 3 Могильники.................................................................................................
    Глава 4 Отдельные категории инвентаря и отдельные находки.........................
    Заключение...............................................................................................................
    Список использованной литературы.....................................................................
    Введение
    Саргатская культура сейчас -- одна из наиболее изученных археологических культур Западной Сибири. Изучение памятников саргатской культуры велось многими авторами -- Л.Н.
    Коряковой, Н.П. Матвеевой, В.А. Могильниковым, В.И. Матющенко, Л.И. Погодиным, Н.В. Полосьмак и другими.
    Существует большое количество статей и монографий, посвященных вопросам социального и экономического развития саргатского общества,
    работы, посвященные мировоззрению населения саргатской культуры. Данная работа представляет собой подготовительный этап попытки реконструкции общественных
    отношений саргатцев.
    Цели работы:
    составить общую картину социального и экономического развития саргатского общества;
    выделить отдельные категории археологических остатков, которые могут отражать мировоззрение саргатцев.
    Задачи работы
    Рассмотреть отдельные элементы памятников саргатской культуры с точки зрения возможности их использования в качестве источника информации для изучения
    социально-экономического развития саргатского общества и его мировоззрение;
    Рассмотреть памятники саргатской культуры в целом.
    При выполнении каждой из поставленных задач целесообразно выделить общее и особенное в памятниках и их элементах, постараться отделить местные особенности от отклонений в
    обряде.
    Рассмотрим основные труды, которые освещают те же проблемы, что и данная работа, и на которых в немалой степени данная работа базируется.
    В 1993 и 1994 гг. Н.П. Матвеевой были опубликованы работы \"Саргатская культура на Среднем Тоболе\" и \"Саргатская культура Приишимья\". Обе работы имеют сходную структуру: в
    них подробно описываются саргатские памятники конкретных регионов, и в конце даются общие выводы об основных характеристиках саргатского общества данного региона, о сходстве и
    отличиях этих характеристик с общими для всей культуры.
    На основе опубликованных и неопубликованных материалов раскопок уже всей саргатской культуры Л.Н. Коряковой в 1988 г. было опубликовано исследование \"Ранний
    железный век Зауралья и Западной Сибири (саргатская культура)\", в котором автор попыталась дать характеристику социального и экономического развития саргатского общества.
    В 1992 г. В.А. Могильников в книге \"Степная полоса азиатской части СССР
    в скифо-сибирское время\", (серия \"Археология СССР\") поместил большой очерк, в котором сделал скорректированный на основе новых материалов обзор экономического,
    социального, политического, хозяйственного и других аспектов развития саргатской культуры. Надо сказать, что работа В.А. Могильникова значительно отличается от указанных работ Н.П.
    Матвеевой и Л.Н. Коряковой большим уровнем историчности. Конкретные памятники используются в очерке скорее как иллюстрация к положениям более исторического, нежели археологического
    характера.
    К сожалению, количество неопубликованных материалов раскопок значительно превышает количество
    памятников, введенных в научный оборот, что ограничивает возможности исследователей. Среди опубликованных памятников доминируют материалы могильников -- как пишет
    Л.Н. Корякова, могильники саргатской культуры среди всех зауральских и западносибирских памятников раскопаны в наибольшем объеме. Вместе с тем, доля раскопанных поселений и городищ в
    общем объеме раскопанных памятников невелика. К тому же не все опубликованные материалы раскопок
    дают полную характеристику памятника.
    Многие исследователи считают целесообразным решать проблему мировоззрения населения древних обществ, либо вопросы, так или иначе с этой проблемой пересекающиеся, на
    материалах могильников.
    С.С. Тихонов и В.Б. Яшин предлагают следующий алгоритм для решения проблемы изучения личности в первобытном обществе: \"1) статистико-комбинаторный анализ
    захоронений с учетом многих критериев (количество и качество погребального инвентаря, устройство над- и внутримогильных конструкций, расположение останков в могиле, антропометрия и
    т.д.); 2) выделение могил, отличающихся от \"стандарта\"; 3) интерпретация последних; 4) корреляция полученных результатов с данными социальной психологии, этнографии и других
    гуманитарных наук\"
    Л.И Погодин указывает, что при изучении социальной структуры древних обществ многими исследователями используются так называемые \"дополнительные\" критерии, к которым
    исследователь причисляет фаунистические остатки, антропологический материал, экологическую емкость регионов, дополнительные погребальные сооружения, нормы потребления и т.п. Л.И.
    Погодин обращает внимание на то, что не всегда костные остатки являются остатками тризн: \"Если мы допускаем, что курган являлся одновременно и культовым сооружением, то поминальные и
    иные ритуальные действия на кургане могли
    совершаться родственниками (соплеменниками)
    неоднократно, более или менее регулярно, в течение длительного периода, независимо от количества погребенных и их социального статуса. И остеологический материал
    может быть остатками любого ритуального явления. Поэтому, если исследователь отдает предпочтение одному из них, то это должно быть надежно обосновано\"
    Вообще реконструкция мировоззрения населения археологических культур производилась большинством авторов на основе погребального обряда, предметов культа и искусства
    и письменных свидетельств об этой культуре (если они сохранились). Если говорить не об археологических культурах вообще, а именно о саргатской культуре, то можно заметить два важных
    фактора, повлиявших на методику изучения культуры. Во-первых, о саргатской культуре, как и о большинстве западносибирских культур раннего железного века, не сохранилось письменных
    свидетельств, а во-вторых, по причине вхождения саргатской культуры в скифо-сибирскую культурно-историческую общность (А.И. Мартынов даже употребляет термин \"единство\"), саргатские
    предметы культа и искусства во многом сходны со скифо-сибирскими, и сложно отделить их самобытные черты от заимствованных.
    Эти два фактора оставляют исследователям саргатской культуры для изучения и реконструкции социальн...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены