Советское радиовещание от Великой Отечественной Войны до «застоя». Детская и юношеская радиожурналистика

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Советское радиовещание от Великой Отечественной Войны до «застоя». Детская и юношеская радиожурналистика

    АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
    УНИВЕРСИТЕТ
    Филологический факультет
    Кафедра теории и истории журналистики
    СОВЕТСКОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ
    ОТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕТСВЕННОЙ ВОЙНЫ ДО «ЗАСТОЯ».
    ДЕТСКАЯ И ЮНОШЕСКАЯ РАДИОЖУРНАЛИСТИКА.
    Курсовая работа
    студента 4 курса
    группы ЖР-42
    дневного отделения
    специальности «Журналистика»
    Каргаполов Влад Викторович
    Научный руководитель:
    Максимова Наталья Викторовна
    Астрахань
    2011
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
    ГЛАВА 1.
    СОВЕТСКАЯ РАДИОЖУРНАЛИСТИКА 1945 -70 гг.………………6
    Выводы к главе ……………………………………………………………...16
    ГЛАВА 2
    ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ..
    …………………..17
    Выводы к главе……………………………………………………………....28
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………29
    ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………......32
    ВВЕДЕНИЕ
    У истории
    века практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио и другие каналы массовой информации. Всего три десятилетия
    относительно спокойной жизни технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Уже в середине 50-х годов о нем высказывались как о «факире на час». Если принимать во
    внимание время существования нашей цивилизации, то три десятилетия – это даже не час, а мгновение.
    Тысячу лет назад китайский поэт и ученый Ван Цзюньюй, чаще именуемый в древних книгах как Ван Ци, изрек и записал: «Не доставляет удовольствия слушать
    то, что надлежит смотреть». Некоторое время спустя он выразился еще более точно: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Через десять веков присказка зазвучала как приговор.
    Поклонники телевидения обратились к мудрости китайца как к наиболее точной формулировке обвинения радио в ограниченности, а следовательно, и в бессмысленности его
    существования.
    «Могильщиков» радио трудно обвинить в преувеличении. Экспансия телевидения во всем мире достигла таких размеров, что возникли сомнения в правомерности
    жизни и театра, и кинематографа, а с появлением трансляций из музеев и видеофильмов о живописи – в целесообразности открытия музейных коллекций. Если бесстрастные компьютеры
    предрекали грядущую нищету всем традиционным видам зрелищного искусства, подсчитывая кассовые убытки и все увеличивающееся число пустых кресел в кино-, театральных и концертных
    залах, то нетрудно вообразить, сколь незавидным представало будущее радио, все художественное достояние которого заключалось в невидимых миру звуках.
    Даже самые доброжелательные исследователи сходились во мнении, что судьба радио в микроминиатюризации технических средств: вот создадут инженеры
    приемник размером с аптечную таблетку (технически это вполне возможно, более того, эта идея практически была реализована к концу 70-х годов) и будет она подавать сигналы,
    вмонтированная в петлицу, сообщая погоду и наиболее важные новости. Что же касается обширной событийной и художественной информации, общения с коммуникатором, аудиокультуры во всех
    ее разновеликих и многообразных аспектах... то «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
    Однако роль радио, как центрального субъект в мире отношений Советских СМИ, отрицать нельзя. Именно радио выступило тем социальным клеем, который на
    протяжении семи десятилетий скреплял многие десятки национальностей и культур в одно могучее государство.
    Для большинства взрослого населения современной России именно радио, радиопередачи, а не телевидение или пресса, является символом «советского»
    детства. Если телевидение оставило по себе в памяти только «Голубой Огонек», пресса – «Мурзилку», «Огонек» и «Технику молодежи», то радио навеки закрепилось в памяти русских людей
    позывными «Радионяни», «КОАПа», «Пионерской зорьки» и многими другими радиопередачами и радиопьессами.
    Цель
    данной работы – проследить путь развития советского радиовещания в период после Второй мировой войны и вплоть до «застоя»; выявить ключевые моменты в
    развитии радиожурналистики; дать обзор детской и юношеской радиожурналистике означенного периода, систематизировать детские и юношеские радиопередачи.
    Временный период исследования выбран по ряду причин:
    Двадцать пять лет (45-70гг.)
    - наиболее значимый этап в развитии советской радиожурналистики. В это время складывается большинство известных жанров радиожурналистике, отмечается наибольший
    количественный рост радиопередач.
    Хотя выбранный период очень велик в рамках стремительного 20 века, однако широта исследуемого временного отрезка компенсируется малой изученностью
    вопроса, что не позволит достаточно углубиться в тему.
    Именно в обозначенный период находит особенно бурное развитие детская радиожурналистика, которая наиболее интересна нам в этом
    исследовании.
    Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие
    задачи:
    Привести основные факты из истории радиовещания СССР и выявить ключевые события, обусловившие это развитие, их причины и следствия.
    Исследовать литературу по теме, ознакомиться с доступными научными работами.
    Изучить записи детских радиопередач и сделать выводы о содержании, политике и целевой аудитории этих передач.
    Собрать и систематизировать краткие, разрозненные сведения об истории возникновения детских и юношеских развлекательных и образовательных
    радиопередач.
    Среди фундаментальных работ по радиожурналистике, на которые мы опирались, можно выделить работу A.A. Шереля, «Радиожурналистика. Учебник для
    студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности Журналистика»,
    учебник
    Гуревича П.С., Ружникова В.Н. «Советское радиовещание. Страницы истории». В вопросе истории детской радиожурналистики мы опирались на книги
    Меньшиковой А.А. «
    Радио – детям», и труд Марченко Т. «Радиотеатр».
    Новизна данной работы заключается в том, что она является попыткой систематизировать все доступные в Сети и городских библиотеках данные по истории
    радиовещания и детской радиожурналистики. И это тоже весьма интересный момент в нашем исследовании. С теоретической точки зрения данная работа не может претендовать на новизну,
    однако может быть интересная своей практической частью – анализом аудиозаписей советских радиопередач. С практической точки зрения, материалы данной курсовой работы могут быть
    использованы студентами специальности «Журналистика» для написания докладов или рефератов, для изучения этапов развития советского радиовещания и советской детской
    радиожурналистики.
    На защиту выдвигаются следующие
    положения:
    Послевоенный период – этап интенсивного развития радиовещания в СССР, время появления многих новых, и возрождения старых жанров
    радиожурналистики.
    50-е – 60-е годы – время взрывного увеличения доли музыкального и развлекательного радиовещания.
    Послевоенный СССР уделяет огромное внимание детской и молодежной радиополитике, что отражается в качественном и количественном росте советских
    радиопередач.
    По мере взросления советского ребенка, радио предлагало ему все более специальную, научную информацию, вместо игровой, музыкальной и
    познавательно.
    ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ РАДИОЖУРНАЛИСТИКА 1945-70 ГГ.
    Первые четыре этапа развития советского радиовещания.
    Традиционно, преж...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены