Общее и особенное в теории журналистики как важнейшей составляющей системы социальных коммуникаций

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Общее и особенное в теории журналистики как важнейшей составляющей системы социальных коммуникаций

    Министерство образования РФ
    Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова
    Кафедра журналистики
    Общее и особенное в теории журналистики как важнейшей составляющей системы социальных коммуникаций
    Выполнила студентка 1 курса
    отделения журналистики
    филологического факультета
    Смирнова Елена Владимировна
    Подпись ____________________
    Домашний адрес:
    г. Кострома, м/н. Давыдовский-2,
    д.33, кв.224
    Проверил: доцент кафедры
    журналистики Невский А. В.
    Кострома, 2005
    Оглавление
    Введение…………………………………………………………………………………3
    Глава 1. Понятие «массовая информация» в журналистской деятельности и теории журналистки…………………………………………………………………………….6
    Глава 2. Журналистика как фактор социального управления………….….……15
    Глава 3. Теория журналистики. Особенности ее основных категорий…………22
    Глава 4. Значение СМИ в «информационном поле» России……………………..29
    Заключение………………………………………………………………………………33
    Библиография………………………………………………………………..………….35
    Приложения……………………………………………………………………………….
    Введение.
    Говоря о каком-то предмете, событии или явлении, необходимо знать историю его происхождения. Так и говоря о теории журналистики, нужно несколько слов сказать, прежде всего, о
    происхождении и развитии самой журналистики.
    Собственно журналистика появилась только после изобретения книгопечатания. Причем в разных странах этот процесс зарождался в разное время. Например, в Китае книгопечатание
    появилось раньше, чем в странах Европе (в
    веке возникает ксилография, а в
    веке – наборная печать). В Европе же предпосылки к возникновению книгопечатания и его развитию начали складываться только в 30 – 40-е годы
    века: в 1510 году Иоганн Гутенберг изобрел первый книгопечатный станок. В России книгопечатание возникает и еще позднее, только через 50 лет после изобретения Гутенберга. И в 1564
    году выходит первая датированная книга «Апостол». Однако с того времени проходит еще примерно 150 лет до того момента, как типографская техника начинает использоваться для выпуска и
    тиражирования журналистской периодики.
    До возникновения собственно журналистики существовали различные формы пражурналистики. Так, например, на заре человечества люди общались между собой и передавали информацию с
    помощью специальных условных сигналов, в том числе и звуковых, позже возникла и членораздельная речь. А поскольку людям приходилось все больше и больше общаться, способы общения и
    передачи информации совершенствовались.
    С переходом от первобытно-общинного строя к государству усложнились и развернулись процессы разделения труда, начали формироваться политические институты и т.д. В
    распространении информации все большую роль начинают играть ораторы (Цицерон – в Риме, Демосфен – Греции). Они уже передавали информацию массе людей с тем намерением, чтобы
    воздействовать на формирование их мнений, представлений, стремлений.
    Одновременно с ораторским искусством и другими устными формами распространения информации развивались и письменные формы массово-информационной деятельности. Это происходило в
    связи с тем, что территории, на которые должна распространяться информация, становятся достаточно обширными и устные формы передачи становятся уже недостаточными. Появляются листовки
    и некие подобия газет, которые представляли собой сводки актуальных материалов.
    Так, например, в Египте «выходила» «газета» на папирусных свитках, а в Риме по указанию Юлия Цезаря около ста лет «выходили» “
    Acta
    Senatus
    ” и “
    Acta
    diurna
    populi
    Romani
    ” – сводки новостей. В письменном виде они рассылались по всей территории страны военачальникам, чиновникам и т.д. А в России при дворе в течение всего
    века выходили рукописные «Куранты».
    Так постепенно с изобретением и развитием техники пражурналистика перерастает в собственно журналистику. А в связи с развитием журналистики (появлением новых периодических
    изданий, изобретением радио и телевидения, а в
    веке внедрением Интернета и цифровых технологий) требуются и люди, которые могли бы работать в данной сфере. Это и те, кто отвечает за техническую сторону процесса, и те, кто
    творит и представляет свое творчество на суд общества.
    В данной ситуации встает вопрос о непосредственной подготовке журналистов. Так как профессия журналиста насчитывает, примерно, пять столетий (а это небольшой срок по сравнению с
    мировой историей), то некоторые считают, что и теории в этой профессии нет: всему следует учить сразу на практике. Но это не так. Главная задача теории журналистики заключается в том,
    чтобы ввести начинающего «в сферу научного знания о журналистике как будущей области знания практической деятельности». И, не смотря на то, что теория журналистики постоянно
    изменяется, и в нее входят новые компоненты, основные и базисные понятия и составляющие структуры остаются неизменными.
    В наше время особенно в провинциальных городах редко встречаются журналисты, которые закончили факультет по специальности. Им приходится учиться всему сразу на практике. На
    факультетах и отделениях журналистики даются теоретические знания, помогающие реализовать возможности учащегося на практических занятиях. Такие занятия в свою очередь выявляют «плюсы»
    и «минусы» творческих работ и уже в дальнейшем избежать неточностей и ошибок непосредственно при работе в редакциях, на радио и телевидении. Об этом же говорится и Г. В. Лазутиной в
    своей книге «Основы творческой деятельности журналиста»: «И пусть теоретическое знание не вечно во времени, пусть оно требует обновления и уточнения на каждом новом этапе, - обойтись
    без него все равно нельзя, если мы хотим избежать постоянного воспроизведения тех «минусов», которыми отмечен предшествующий день журналистики, в работе журналистов следующего
    дня».
    Глава 1
    Понятие «массовая информация» в журналистской деятельности.
    Понятие «массовая информация» - одно из основных в теории журналистики, более того - оно базисное. Информация – посредник между журналистом и аудиторией. Именно информация
    является тем основным инструментом работы, с помощью которого решаются многообразные задачи. «Перед теорией современной журналистики лежит огромный пласт проблем – стратегических,
    связанных в первую очередь с методологией, с новыми подходами к функционированию прессы, с локальными исследованиями текущей практики» [5;39].
    Если раньше вся теория журналистики была основана на принципах марксизма – ленинизма (утверждение советского образа жизни, управление массовым сознанием и мышлением
    с помощью внушения, основанного на штампах), то в теории современной журналистики наибольшее предпочтение отдается индивидуальным, новым способам воздействия на аудиторию, штампы не
    признаются.
    Теория средств массовой информации в России базируется на осмыслении новой практики, на комплексных исследованиях жизни прессы и общества. Информация, которую предоставляет
    журналист обществу, должна быть востребованной. Важно определить, что понимать под термином «информация».
    Вообще же
    в наше время данный термин следует понимать в широком смысле слова, то есть информация – это вся совокупност...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены