Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета (сопоставительный анализ)

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета (сопоставительный анализ)

    Министерство образования и науки Украины
    Харьковский национальный университет им.В.Н.
    Каразина
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    Поэтический образ весны
    Тютчева и А.
    Фета
    (сопостави
    тельный анализ)
    тудентки
    курса
    филологического факультета
    (специальность– русский язык и
    литература, издательское дело и
    едакторская правка)
    группы ЛР-2
    Капитоновой Яны Евгеньевны
    Научный руководитель:
    Професор Р.Н.Поддубная
    Харьков
    Введение
    Темой
    курсовой работы является «Поэтический образ весны в лирике Ф.Тютчева и А.
    Фета (сопоставительный анализ)», следовательно,
    метод
    данной исследовательской работы– сопоставительный анализ и анализ мотивов.
    В литературоведческом словаре-справочнике издательского центра «Академия» (2-е издание) находим следующее определение:
    Образ художественный
    – специфическая для литературы (и искусства вообще) форма отображения действительности, в создании которой основную роль играют чувства, мышление и особенности
    мировосприятия автора-художника. Различают образы-персонажи (человеческие образы), образы-пейзажи (картины природы), образы-вещи (описания предметов и интерьера) и т.д
    Цель данной исследовательской работы:
    провести сопоставительный анализ поэтического образа весны в лирике Ф.Фета.
    Задачи курсовой работы:
    1. На основе изучения пейзажной лирики (а именно «весенних» циклов) каждого из поэтов, а также различного рода критических статей и монографий, сопоставить поэтический образ
    весны в их творчестве.
    2. Провести сопоставление справочных (исследуемых) источников, указанных в списке использованной литературы.
    3. Выявить свою собственную позицию относительно рассматриваемого вопроса.
    Объект изучения:
    сборники стихотворений Ф.Фета, а также научные работы нижеуказанных авторов.
    Предмет изучения:
    поэтический образ весны в лирике Ф.
    Тютчева и в лирике А
    .Фета.
    Материал для исследования:
    лирические сборники Ф.
    Фета, а также
    исследовательские работы
    указанные в списке
    использованной
    литературы.
    Поэтический образ весны
    в лирике Ф.Тютчева и А.
    Фета
    (сопоставительный анализ)
    Тема курсовой работы акцентирует внимание на сложных, тонких взаимоотношениях человека и окружающего его природного мира в их противоречивости и единении.
    Раскрытие данной темы предполагает обращение к лирическим произведениям Ф.Фета, отражающим своеобразное восприятие весенней природы, ее влияние на
    душевный мир, мысли, чувства, настроения каждого из авторов.
    Стремясь к полному и глубокому раскрытию темы, необходимо обратить внимание на общую направленность творческих поисков поэтов, а также их индивидуальность и своеобразие.
    «Любя поэзию, вчитываясь в стихи, важно проникнуть в глубину строк, в подтекст, увидеть за немногим сказанным, явленным в слове– бездну смысла, беспредельность образного
    содержания. Без этого проникновения в поэтические глубины читательское скольжение по верхам– быстропреходящее и не оставляет следов в сердце и сознании человека»
    Вот почему так важно и нужно знать историю создания поэтических произведений. Надо знать, как они были созданы, что последовало за их публикацией при жизни или после смерти
    автора, в какой связи находится то или иное стихотворение с другими сочинениями этого автора. Наконец, как отозвалось это стихотворение в последующих поколениях читателей, в нашей
    современности.
    Лирика природы стала величайшим художественным достижением Ф.Касаткина в монографии
    «Поэтическое мировоззрение Ф
    .И.Тютчева
    »: «Движение в природе мыслится Тютчевым не только как механическое перемещение, но и как взаимосвязь, взаимопереход явлений, переход одного качества в другое, как борьба
    противоречивых проявлений. Поэт улавливал диалектику движения в природе».
    Причем диалектика явлений природы отражает таинственные движения человеческой души. Конкретно-зримые приметы внешнего мира порождают субъективное впечатление.
    В.Н.Касаткина подчеркивает:
    «Природа у Тютчева– живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, имеющий свои пристрастия, свой голос и проявляющий свой характер, подобно тому, как это бывает с
    людьми или животными».
    А.А.Фет пишет о стихотворениях Тютчева: «По свойству своего таланта г. Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникала
    соответственная яркая мысль. До какой степени природа является перед ним одухотворенной, лучше всего выражает он сам :
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик–
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    …Заметим, что не только каждое стихотворение, почти каждый стих нашего поэта дышит какою-нибудь тайной природы, которую она ревниво скрывает от глаз непосвященных. Какою
    эдемскою свежестью веет его весна…!
    …Кроме глубины, создания его отличаются неуловимой тонкостью и грацией, вернейшим доказательством силы»
    Природа для Тютчева всегда юная. Осень и зима не несут ей старческой смерти.
    Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. В 30-х годах весне он посвятил семь стихотворений: «Весенняя гроза», «Могила Наполеона», «Весенние воды», «Зима недаром
    злится», «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…». «Впоследнем программном стихотворении поэта, где он поэтически сформулировал
    свое отношение к земле как отношение сына к матери, он создал образ земли весенней. Весна для него– прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которой исполнены высокой поэзии.
    Поэт любит молодые раскаты первого грома в начале мая, его восхищают шумные весенние воды– вестники молодой весны, весеннее дыхание воздуха:
    Что пред тобой утеха рая,
    Пора любви, пора весны,
    Цветущее блаженство мая,
    Румяный свет, златые сны? …»
    «Бытие матери-Земли исполнено радости: «Лазурь небесная смеется, ночной омытая росой», весенний гром «как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом», выси ледяные гор играют с
    лазурью неба, природа улыбается весне, а весна с хохотом прогоняет зиму, майские дни, как «румяный светлый хоровод», толпятся весело за весной.»
    Белинский писал Тютчеву: «Ваши весны не имеют морщин, и, как говорит великий английский поэт, вся земля в этот утренний час года и жизни улыбается так, как будто бы она не
    заключала могил».
    И действительно, поэзия Тютчева оптимистична; она утверждает прекрасное грядущее, в котором будет жить новое, счастливейшее племя, для свободы которого солнце «живей и жарче будет
    греть». Во всем мировоззрении поэта отражается любовь и жажда жизни, воплощенные в ликующих строках «Вешних вод» («Еще в полях белеет снег…»)
    «Весенней грозы». Рассмотрим стихотворение «Вешние воды»
    Еще в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят
    Бегут и будят сонный брег,
    Бегут и блещут и гласят…
    Они гласят во все концы:
    «Весна идет, весна идет!
    Мы молодой весны гонцы,
    Она нас выслала вперед!»
    Весна идет, весна идет!
    И тихих, теплых, майских дней
    Румяный, светлый хоровод
    Толпится весело за ней.
    Весна воспринимается поэтом не только как чудесное время года, а и как победа жизни над смертью, как гимн юности и человеческому обновлению.
    ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены