Проблемы постановки рук (теоретическое обоснование)

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Проблемы постановки рук (теоретическое обоснование)

    РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. С. В. РАХМАНИНОВА
    кафедра струнных инструментов
    ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ РУК
    (теоретическое обоснование)
    Реферат
    Студента
    V курса оркестрового факультета
    Рядченко Л.С.
    Ростов-на-Дону
    2003г.
    Проблемы постановки рук
    (теоретическое обоснование)
    Разобщенная постановка рук - самый ответственный момент постановочно­го периода, который требует строго учитывать физиологичес­кие закономерности двигательных действий
    рук.
    Важнейшие условия этого процесса: нахождение обосно­ванных ранее оптимальных точек опоры для
    корпуса и рук, а также воспитание взаимодействий верхней и нижней частей корпуса, мышечных групп плечевого пояса, области поясницы, тазовой части корпуса и
    тазобедренных суставов. На мой взгляд, даже в современной методической литературе пробле­ме предварительной двигательной подготовки ученика уделе­но недостаточно внимания.
    Система постановки рук требует большой аккуратности. Недостаточно точное действие одного из звень­ев цепи ведет к нарушению всей системы и самым негативным образом влияет на
    качество игры исполнителя. Воспитание всех перечисленных двигательных действий рук следует вести стро­го последовательно, добиваясь их максимального единства.
    Рука,
    ее значение в жизнедеятельности человека;
    специфические особенности ее двигательных действий
    1. Рука - наиболее сложная по строению и самая подвижная часть корпуса. Система руки насчитывает 17 весьма подвиж­ных суставов, причем 15 из них приходятся на зону кисти и
    пальцев - наиболее подвижную в системе руки, и имеют ис­ключительное значение во всех ее действиях.
    2. В отличие от других частей корпуса, имеющих конкрет­ные точки опоры на ноги, рука не имеет подобных точек и на­ходится в постоянно подвешенном состоянии. Отсутствие
    кон­кретных точек опоры и очень большая подвижность всех частей руки провоцируют ее тенденцию к совершению изоли­рованных локальных действий и служит основной причиной нарушений
    взаимодействий всех частей функционирующей ру­ки.
    3. Мышечные группы частей руки весьма различны по сво­им физическим возможностям: от весьма сильных - зона ло­патки, плечевого сустава и плечевой части руки, до весьма сла­бых -
    зона кисти и пальцев, не выдерживающих значительные физические нагрузки. Исключительная роль кистевого сустава и пальцев в действиях руки, а также очень большая их подвиж­ность
    провоцируют их фетишизацию, что неизбежно приводит к нарушению взаимодействий между игровой и силовой зона­ми руки. Отрыв двигательных действий зоны слабых мышеч­ных групп от зоны
    сильных также приводит к постоянным мы­шечным перенапряжениям.
    Для того, чтобы правильно организовать двигательный про­цесс начинающего ученика, необходимо не только знать основ­ные причины, вызывающие указанные негативные явления, но и
    уметь их нейтрализовать в процессе работы над первоначаль­ной постановкой. В этом и заключается основная задача педа­гога в предпостановочный и постановочный периоды занятий.
    Суммируя вышеизложенное, подчеркнем, что основные по­ложения, которыми необходимо руководствоваться педагогу в работе над начальной постановкой, заключаются в том, что,
    приступая к обучению ребенка музыке, необходимо в первую очередь учитывать характерную для его возраста разбалансированность действий руки. В этой связи первое действие педаго­га -
    собрать все изолированные части руки в единую двига­тельную систему, организовать их синхронные действия, что, как показывает практика, процесс весьма сложный. Важно также помнить,
    что фетишизация действий кистевого сустава- явление довольно частое в музыкальной педагогике - усугуб­ляет его изоляцию от всех частей руки, расбалансирование всей системы руки и ее
    напряженное состояние. Столь же важ­но помнить. что одна из основных причин напряженного состояния руки в процессе ее игровых двигательных действий - неправиль­ный, с точки зрения
    физиологии, подъем руки непосредственно вперед.
    Ощущение руки как составной части корпуса,
    функционирующей за счет силовых действий
    мышечных групп зоны лопаток, плечевого сустава и плеча
    Специфические особенности, обусловливающие ощущения руки как составной части корпуса, характеризуются:
    а) стабильным ощущением зоны лопатки как начала руки. Необходимые ощущения формируются на основе постоянного контакта мышечных групп лопатки со всеми мышечными группами области
    спины;
    б) постоянным ощущением плечевой части руки как веду­щей, формирующимся при обязательном отведении ее назад -в сторону лопатки.
    Таким образом, рука как составная часть корпуса ощущает­ся только в ее непосредственной связи с мышечными группа­ми спинной области - особенно зоны лопаток. Все двигатель­ные
    действия руки осуществляются за счет силовых действий мышечных групп зоны лопаток, плечевых суставов и плеча. Только после воспитания у ученика стабильных ощущений единства действий
    рук и корпуса следует приступать к форми­рованию сложнейших двигательных структур, связанных со спецификой их двигательных действий.
    Основу функционирования руки сформулировал И. Лесман- один из основоположников современной скрипичной методи­ки: «Рука должна работать вся целиком, так чтобы ни одна из ее
    частей не ощущалась в своей функции отдельно... В рабо­те... руки должны всегда принимать участие ее основные (си­ловые -
    В. М.) части: лопатка и ключица. Участие этих частей руки в общей ее работе не должно однако нарушать ее единст­ва, ощущаться как отдельная функция»
    Только на этой основе в игровом аппарате могут быть со­зданы необходимые предпосылки для возникновения «фазы наивысшей игровой проводимости», как ее определяет Н.
    Бернштейн.
    Ощущение всей руки как единой двигательной системы це­лесообразно воспитывать у ученика первоначально при опу­щенном - нейтральном ее положении. В дальнейшем - во вре­мя подъема
    руки в рабочее положение - исключительно важно организовать двигательные действия руки в физиологически правильном направлении и сохранить те фундаментальные ощущения единства всех
    частей руки, которые были воспита­ны при опущенной руке. На этой основе в дальнейшем будут воспитываться все сложнейшие двигательные действия руки
    Учитывая, что область лопатки является началом руки, наи­более естественное для руки первичное движение - отведение ее назад.
    В то же время все двигательные действия руки происходят при вынужденном выносе ее вперед.
    Основная задача и основная трудность при постановке рук заключается в преодолении упомянутых двигательных противоречий.
    Таким образом, воспитание у ученика стабильных ощущений единства в действиях рук и корпуса - основная задача предпостановочного периода обучения. Формирование двигательных
    действий рук вне их связи или без должной связи с силовыми действиями всего корпуса - особенно области спины - грубей­шая ошибка педагогики, чреватая в дальнейшем самыми нега­тивными
    последствиями.
    Воспитание стабильного ощущения веса руки
    Одна из трудностей профессии музыканта состоит в том, что все его двигательные действия происходят с подня­тыми руками. При этом поднятые руки должны постоян...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены