Мировое автомобилестроение на рубеже веков
Дисциплина: ЭкономикаТип работы: Курсовая
Тема: Мировое автомобилестроение на рубеже веков
Ростовский Международный Институт Экономики
Северо-Кавказская Академия Государственной Службы
КУРСОВАЯ
РАБОТА
НА
ТЕМУ :
Подготовил
Студент 2 курса 2 группы
Баян Артём Сергеевич
Преподаватель
доцент Харченко Иван Семёнович
г.Ростов-на-Дону
2002 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Мировая автопромышленность сегодня
«Большая тройка»
Европейские
авторынок
Азиатский рынок легковых автомобилей
Россия
«Зелёные автомобили – миф или реальность?!
Перспективы развития отрасли
Источники информации
Введение.
Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью
в национальной экономике той или иной страны. Так, заместитель министра промышленности, науки и технологий Сергей Митин заметил, что страны-лидеры автомобилестроения занимают первые
позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а
значит и об уровне жизни.
Автомобильная промышленность, являясь, с одной стороны, крупным потребителем материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а с другой – одним из основных производителей
промышленной продукции, играет важную роль в развитии общественного производства и экономики страны в целом.
По сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства
автомобилестроение не имеет аналогов среди других отраслей современного машиностроения. С этой особенностью связана высокая степень концентрации капиталов в автомобильном
производстве, а также быстрое сокращение числа фирм – самостоятельных продуцентов.
Вышеуказанные факторы обусловили обострение конкурентной борьбы между мировыми автомобильными компаниями за сохранение
своей доли на внутреннем рынке и расширение экспортной торговли. В условиях такой жёсткой конкуренции некоторые государства принимают ряд мер, ограничивающих влияние крупных
зарубежных компаний на внутренний автомобильный рынок.
Развитые страны во многом зависят от автомобилестроения, так как
авто-ТНК этих стран играют очень большую роль в их экономике.
В настоящее время в автомобильной промышленности продолжается процесс изменения региональной структуры, начало которого было очевидно в 80-х годах. Это процесс включает в себя как
перераспределение доли между ведущими центрами капиталистического производства, так и возрастание доли экономически развивающихся стран, в которых под влиянием крупных мировых
автомобильных компаний происходит интенсивное развитие автомобильного производства.
Можно считать завершившимся процесс формирования максимально возможных автоматизированных заводов, на которых труд человека упрощен или автоматизирован, а на большей части
конвейерной линии операции выполняются роботами. Исключения составляют лишь устаревшие заводы стран третьего мира, а также мелкосерийные и штучные производства, в которых ручной труд
является традицией и очень ценится.
Для современного автомобильного мира также характерна высокая степень специализации. Существует целый ряд крупнейших корпораций, специализирующихся на выпуске конкретных деталей и
блоков автомобилей (моторы, трансмиссии, покрышки, глушители,
автоприборы
ит.д.). Такое разделение труда было вызвано борьбой за максимальную оптимизацию использования имеющихся средств и достижения максимальных технических и эксплуатационных
показателей продукции.
Другой важной чертой автомобилестроения является внутренняя и межфирменная кооперация. В настоящее время нет ни одной крупной автомобилестроительной компании, которая не имела бы
межфирменных соглашений о взаимных поставках отдельных компонентов, а также совместной разработке или выпуске продукции. Однако, следует отметить, что существуют мелкие компании,
которые в меньшей степени вовлечены в этот процесс.
В условиях рыночной, открытой, нестабильной экономической конъюнктуры, характерной практически для всех стран значительно усилилось влияние экспорта продукции на обеспечение прочного
экономического положения той или иной компании.
Усиливается
прцесс концентрации сил в автомобилестроительной отрасли. Согласно исследованию кредитно-финансового института
HypoVereinsbank
, из пяти с половиной тысяч поставщиков отрасли к 2010 году в мире останется меньше половины, а из пятнадцати крупных автомобильных концернов – не более десяти. В ближайшее
десятилетие автомобилестроение особенно активно будет развиваться в странах Азии, Восточной Европы и Южной Америки (т.е. не сформировавшихся в автомобильном понятии рынках). Согласно
прогнозам экспертов, ежегодный рост отрасли в этих регионах составит 7,5%. Лучшие шансы на выживание будут иметь те компании, которые создадут в этих частях планеты собственные
производственные мощности.
Согласно
HypoVereinsbank
, годовой оборот мировой автомобилестроительной отрасли составляет сегодня 2 триллиона 450 миллиардов
евро.
Мировая автопромышленность сегодня
К новому веку автомобильная промышленность вышла с тремя ясно выраженными районами концентрации: рынок Северной Америки,
Европейская зона и Азия, включающая в себя,
прежде всего, Японию и Корею.
В прошлом году во всем мире было реализовано 56,8 млн. новых легковых автомобилей. Самым ёмким по-прежнему остаётся
автомобильный рынок США. По итогам 2001 года там было продано более 17,2 миллионов новых легковых автомобилей, что составляет около 30% от мировых объёмов продаж. Япония и Южная Корея
находятся на втором месте по продажам автомобилей – 10
млн или 17,5% мирового рынка. Европа находится на третьем месте. Там реализовано около 9
млн машин (16% от мирового объёма). Россия обосновалась в конце длинного списка стран с результатом 1 миллион 200 тысяч новых автомобилей или 0,2%.
Следует отметить, что каждому из указанных рынков присущи свои отличительные черты! Производители в настоящее время просто должны изучать потребительские вкусы и предпочтения,
при этом использую все достижения прогресса. Иначе потенциальный покупатель просто купит нужный ему автомобиль у конкурента! Можно выделить следующие характерные особенности легковых
автомобилей тех или иных производителей.
Для американских производителей конца прошлого столетия был присущ гигантизм: машины были очень большими как внутри, так и снаружи! Особенно ужасающе и непривычно для европейцев
или японцев казались американские внедорожники (джипы). Оснащенные большими двигателями (до 6.0 литров рабочего объема) они были крайне неэкономичными и в основном не использовались по
назначению (для бездорожья). Сейчас американские авто выглядят немного иначе, хотя самая популярная машина – пикап
Ford
series
. И половина всех проданных в Америке машин – пикапы, внедорожники или минивены. Также популярными являются большие седаны представительского класса. С технической точки зрения,
мечта американца – это автомобиль с большим двигателем, автоматической коробкой передач, с расположенным на...