Восприятие младших школьников пейзажной живописи "Малых Голландцев"

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Восприятие младших школьников пейзажной живописи "Малых Голландцев"

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена
    Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения.
    Курсовая работа по теме:
    ВОСПРИЯТИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ «МАЛЫХ ГОЛЛАНДЦЕВ».
    студентки
    курса
    Четвертных Светланы
    Научный руководитель - ассистент кафедры эстетического воспитания Соломонова И.А.
    Санкт-Петербург
    1998
    ПЛАН.
    ВВЕДЕНИЕ.
    … 3
    ГЛАВА
    ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
    ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ
    ШКОЛЬНИКАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
    «МАЛЫХ ГОЛЛАНДЦЕВ».
    … 5
    Анализ психолого-педагогической
    методической и искусствоведческой
    литературы.
    … 5
    -Методические и искусствоведческие
    основы эстетического воспитания
    … 5
    -Психологические особенности
    эстетического восприятия.
    … 8
    -Восприятие изобразительного
    искусства.
    … 11
    Исторический очерк.
    … 14
    -Социально-экономическая и политическая
    характеристика Голландии
    XVII
    века.
    … 14
    -Голландская живопись в
    XVII
    веке.
    -Пейзажный жанр голландской живописи.
    … 20
    Роль учителя в ознакомлении детей
    с произведениями искусства.
    … 27
    БИБЛИОГРАФИЯ.
    … 30
    ВВЕДЕНИЕ.
    Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный пе­риод. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на
    искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического вос­питания оказались в фокусе всеобщего внимания.
    Но нравственно-эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные
    записи, кино- и диафильмы. Од­нако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
    Причины сложившегося положения кроются во множестве про­блем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки сущест­вующих программ дисциплин
    художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка мето­дик, низкий уровень подготовки учителей,
    слабая оснащенность учебного процесса.
    Эти проблемы требуют скорейшего решения, т. к. нравственно-эстетическое воспитание играет огромную роль для формирования личности младшего школьника. Какие же задачи ставит
    перед собой нравственно-эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения чело­века к действительности, так как сама суть эстетического - в твор­честве
    и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.
    Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирова­ние нравственно-эстетической потребности, которую можно определить как
    по­требность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту нравственно-эстетической потребности, то
    есть способность личности эстетически относиться к
    и качество нравственно-эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала.
    Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека.
    Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности.
    Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов
    целостной системы.
    В своей работе я рассмотрю возможности эстетического и нравственного воспитания на образцах пейзажной живописи «малых голландцев». Сама природа является средством такого
    воспитания, а картины моря, леса, поля, луга, переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображаемому, - еще более сильный фактор
    нравственно-эстетического воспитания.
    К тому же голландская природа, которую с такой любовью и тщательностью изображали художники
    XVII
    века, очень напоминает природу наших северных широт. Многое в природе Голландии кажется петербуржцам родным: болотистые ландшафты, плоские равнины, редкие нетронутые уголки дикой
    природы, песчаные прибрежные дюны, морские просторы с серым низким небом… Пожалуй, нет
    во всем мире еще одного такого национального пейзажного искусства, которое было бы так близко жителям Петербурга в силу своего поразительного сходства с нашей родной
    природой.
    В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с великолепными памятника архитектуры, в городе есть большое количество музеев. Эрмитаж обладает большой
    коллекцией пейзажей голландских художников
    XVII
    века. Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В отличие от малых городов, сел и деревень,
    школы нашего города могут пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как экскурсия. Ценность этого метода состоит в том, что, знакомясь с
    художественными произведениями в музее, ребенок непосредственно воспринимает картину, что неоценимо для нравственно-эстетического воспитания.
    Таким образом эстетическое воспитание детей на образцах пейзажной живописи «малых голландцев» - это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез
    нравственного, эстетического и исторического воспитания.
    ГЛАВА 1.
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ «МАЛЫХ ГОЛЛАНДЦЕВ».
    1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
    МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
    Эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирова­ния личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: «Функцией эс­тетического
    воспитания и художественно-эсте­тической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от поня­тийного...
    В художественном образе как форме мыш­ления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, науч­ных знаниях. С помощью образов-представ­ле­ний
    осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти ... от восприятия цель­ного образа как единичного явления к понима­нию содержащихся
    в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла».
    Из этого следует, что эстетическое воспита­ние носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принци­пом формирования личности в детском
    возрасте.
    Для большей эффективности эстетического воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, сле­дует применять комплексный подход. Он выде­ляет два принципа: «…система эстетического
    воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой».
    На этом основывается необхо­димость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что « эстетическое воспитание… должно
    стать органической ча­стью любого…воспитания».
    Мысль об эффективности комплексного эс­тетического воспитания подтверждается и
    в статье А.Ф.Кузуба «Комплексное воздействие искус...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены