Использование элементов проблемного обучения в преподавании экологии

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Использование элементов проблемного обучения в преподавании экологии

    Оглавление.
    Введение…………………………………………………………………...стр.3-7
    Элементы проблемного обучения в экологии
    Цели, задачи и методы проблемного обучения……………..стр. 8-15
    История развития теории и практики проблемного обучения. Философское и психологическое обоснование…………….стр.16-25
    Сущность проблемного обучения…………...……………...стр.26-36
    Использование элементов проблемного обучения в современном экологическом образовании
    2.1 Анализ современных учебников по естествознанию и экологии с целью
    выявления в них потенциала проблемного подхода.………………………………………………………стр.37-40
    Определение динамики соотношения количества проблемных заданий в учебниках при переходе от средних классов
    к старшим………………………………………………………….стр.41
    Заключение………………………………………………………………...стр.42
    Список использованной литературы.
    Приложение.
    Естественно- экологический факультет
    Кафедра прикладной экологии
    Курсовая работа
    Элементы проблемного обучения в современном экологическом образовании
    Выполнил:
    Швец С. М. 4 ЕЭФ группа Э-А МГПУ
    Научный руководитель: доцент к.б.н. Митина Е.Г.
    Мурманск, 2004
    Введение.
    С каждым годом жизни изменяющегося общества педагогический процесс становится все менее плодотворным. Сегодня вредно учить и воспитывать \"как всегда\", необходимы коренные
    преобразования в самой модели подготовки человека к жизни, в практике этой работы. Требуются свободно мыслящие, смелые, озаренные светом духовности, способные управлять, т.е. разумно
    строить и корректировать отношения к себе, другим людям, обществу, природе люди. Сама педагогика из науки о воспитании, образовании и обучении человека должна стать наукой об
    управлении развитием творческой индивидуальности в целостном педагогическом процессе.
    Для организации познавательной самостоятельности школьников необходимо использование элементов проблемного обучения. Принцип проблемности - необходимое условие для зарождения
    экологического мышления. Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой
    деятельности, ценностные ориентации) на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации и активизировать мышление, а значит сделать
    знание не отвлеченным, а личностно- значимым. Они позволяют научить детей самостоятельно видеть проблему, сформулировать ее, найти пути решения и разрешить ее, а это особенно важно для
    изучения экологических проблем.
    Главная задача образования - введение личности в соответствующую культурную традицию, \"морализирование\" человека, превращение его из природного существа в свободную нравственную
    личность.
    Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, то есть оно более интенсивно, чем не проблемное обучение,
    влияет на развитие творческого мышления учащихся.
    [10]
    Элементы проблемного обучения в экологии направлены на то, чтобы поставить учащегося в положение первооткрывателя, исследователя некоторых посильных для него проблем.
    Помощь и руководство со стороны педагога состоят не в устранении
    трудностей, а в том, чтобы готовить учащегося к их преодолению.
    Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, проблемное обучение
    способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное
    отличие
    проблемного обучения
    от традиционного объяснительно-иллюстративного. Оно предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой
    деятельности. В основе проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.
    В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи
    активизации обучения путём включения учащихся в исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского, представителей
    нового воспитания и др. Разработка способов активизации мыслительной деятельности учащихся привела во 2-й половине 19 - начале 20 вв. к внедрению в преподавание отдельных учебных
    предметов эвристического (Г.Э. Армстронг), опытно-эвристического (А.Я. Герд), лабораторно-эвристического методов (Ф.А. Винтергальтер), метода лабораторных уроков (К.П. Ягодовский) и
    других методов, которые Б.Е. Райков в силу общности их существа заменил термином \"исследовательский метод\". [
    Дж. Дьюи предлагал все виды и формы обучения заменить самостоятельным учением школьников путём решения проблем.
    В. Бёртон считал, что обучение есть приобретение новых реакций или изменение старых и сводил процесс обучения к простым и сложным реакциям, не учитывая влияние на развитие
    мышления ученика среды и условий воспитания.
    критической дидактике Гессена задача обучения не может состоять ни в простом сообщении полезных для жизни сведений (вытекающая из эмпирического взгляда на знание точка зрения
    реалистической дидактики), ни в воспитании в ученике формальной способности анализа и дедукции (рационалистический формализм в дидактике). Знание синтетично и органично. Владение
    методом научного знания означает умение применять его к решению самых разнообразных вопросов, способность самому приходить к новому знанию. Плодотворная идея формирования критически
    мыслящей творческой личности получила дальнейшее развитие во многих его работах.
    Теория проблемного обучения
    начала интенсивно разрабатываться в СССР в 60-х гг. 20 в. в связи с поиском способов активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития их
    самостоятельности. Однако, во-первых, в традиционной дидактике задача \"учить мыслить\" не рассматривалась как самостоятельная, в центре внимания педагогов находились вопросы накопления
    знаний и развития памяти; во-вторых, традиционная система методов обучения не могла \"преодолеть стихийности в формировании теоретического мышления у детей\" (В.В. Давыдов); в-третьих,
    исследованием проблемы развития мышления занимались главным образом
    психологи, педагогическая теория развития мыслительных способностей не была разработана. Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы
    психологов, сделавших вывод о том, что умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических
    операций и умственных действий, которыми владеет ученик (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев), и раскрывших роль проблемной ситуации в мышлении и обучении (А.М. Матюшкин).
    Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения
    в школе исследован М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером и другие. Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории деятельности (Рубинштейн,
    Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Про...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены