Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

    Министерство образования Российской Федерации
    Соликамский Государственный Педагогический Институт
    Кафедра теории и истории педагогики
    Лискина Екатерина Васильевна
    студентка 140 группы естественно-математического факультета
    «Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся».
    Курсовая работа
    Научный руководитель:
    старший преподаватель
    кафедры теории и истории
    педагогики Добренко
    Анастасия Юрьевна.
    Соликамск
    2002
    Содержание:
    TOC o \"1-3\"
    Введение.
    ....................................................................................................... PAGEREF _Toc28083196 h
    Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе. PAGEREF _Toc28083197 h
    1. Проблема ценностей в российском обществе.
    ..............................
    PAGEREF _Toc28083198 h
    2. Сущность и природа нравственного воспитания.
    .........................
    PAGEREF _Toc28083199 h
    3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
    PAGEREF _Toc28083200 h
    4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.
    PAGEREF _Toc28083201 h
    Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания.
    .................................................... PAGEREF _Toc28083202 h
    1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя.
    ..........................................................................................
    PAGEREF _Toc28083203 h
    2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя.
    PAGEREF _Toc28083204 h
    Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов.
    ..... PAGEREF _Toc28083213 h
    1. Этические и психологические основы общения.
    .........................
    PAGEREF _Toc28083214 h
    2. Методические разработки этических воспитательных дел.
    .....
    PAGEREF _Toc28083215 h
    Заключение.
    ................................................................................................ PAGEREF _Toc28083221 h
    Список литературы:
    ................................................................................... PAGEREF _Toc28083222 h
    Введение.
    В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене
    ценностей общества.
    Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.
    Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не
    обладающих определенной культурой.(18, с.49).
    В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального
    благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей
    под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности. (12, с.6-7).
    Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей.
    Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В. Г.
    Белинским « Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». (3, с.220). Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как
    правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами
    нравственности. (16, с.11-12).
    Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой
    невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим
    главную роль в нравственном воспитании отводят классному руководителю.
    Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в
    фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного
    воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
    Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания
    школьников (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков, И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).
    И.Ф. Харламов считает, что
    многие вопросы, связанные с методической основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют
    нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным
    причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается
    главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем
    во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил. Наконец, в
    педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны
    морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи. Но ведь на практике классные руководители не занимаются воспитанием каждого из
    этих нравственных качеств в отдельности. (19, с.3).
    Учитывая все это, нужно раскрыть не только методические, но и теоретические вопросы нравственного воспитания.
    Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся».
    Объект исследования –
    процесс нравственного воспитания школьников.
    Предмет исследования –
    формы и методы организации нравственного воспитания школьников 5-6 классов.
    Цель работы –
    выявить условия эффективного формирования нравственности школьников.
    Гипотеза исследования –
    процесс нравственного воспитания будет эффективным и будет способствовать развитию нравственности у ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены