Методика организации внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Курсовая
Тема: Методика организации внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.................................................................................................. 3
1) Внеклассные формы работы
.................................................................... 5
Праздники здоровья в эмоционально-игровой деятельности школьников.
2.1. Примерный сценарий праздника здоровья для детей 6 лет .
............ 10
2.2. Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 1-2-х классов .
Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 3-4-х классов
Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 5-6-х классов
Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 7-8-х классов
Праздники здоровья для учащихся 9-11-х классов
..................... 22
3) Туристические походы и экскурсии
……………………………………..25
Формирование здоровых привычек средствами художественной литературы……………………………………………………………... ……….27
5) ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………47
6) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………
Актуальность
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых
детей.
Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации - воспитание. Это
создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма,
его взаимодействии с социальными факторами. Существующая система школьного образования при всей ее научности не учитывает главного: конкретного человека, индивидуальных законов его
развития. Несоответствие школьной системы образования и развития личности ребенка конкретным закономерностям индивидуальности накладывает своеобразный порочный стереотип на так
называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, изученного досконально, а из общей позиции \"так принято, так надо!\" Что же касается отцов,
то они вообще в большинстве своем, не озадачивают себя данной проблемой.
В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его
сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей
профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и
навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.
ЦЕЛЬ
разработать и составить внеклассные мероприятия для курса
валеологии , используя уже имеющуюся по данной тематике научную и художественную литературу, для осуществления наиболее качественного , полноценного обучения
школьников здоровому образу жизни , воспитание личности заботящейся о своем духовно-нравственном и физическом благополучии.
Для реализации такого обучения необходимо уточнить, что входит в само понятие \"здоровье\". Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие
болезни и повреждений, но и полное физическое и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье - это отсутствие болезни.
Вместе с тем определение здоровья ВОЗ недостаточно для характеристики растущего организма, так как оно направленно на оценку статической сиюминутной ситуации и не учитывает динамики
развития. Кроме того, данное определение не описывает конкретных признаков здоровья, не позволяет правильно вычленить отклонения в его состоянии, выработать тактику последующих
действий, направленных на их преодоление.
В современном научном понимании здоровье школьников включает комплекс признаков:
1) Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);
2) Гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;
3) Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);
4) Высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);
5) Отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.
Таков современный эталон здоровья школьника.
Характеристика возрастной динамики здоровья учащихся свидетельствует о том, что оно ухудшается с возрастом. Так, комплексная оценка здоровья (распределение детей по группам
здоровья) показывает, что здоровых детей (
группа) среди выпускников школ в 3-5 раз меньше, чем среди первоклассников, и наоборот, число старшеклассников, имеющих хронические заболевания (
группа), в 2-3 раза больше, чем среди учеников начальных классов.
В младших классах (1-4 классы)
часто встречается несовпадение биологического и метрического возраста учащихся. Незрелые и условно зрелые дети составляют 25-30 %, задержка моторного развития наблюдается у 40-50
%, затруднения при адаптации к школе у 15- 20 %.
место
класс
1 – 4
5 – 8
9 – 11
В средних классах
(5-8 классы)
идет интенсивное созревание организма. Оно характеризуется резкими эндокринальными сдвигами, изменения функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом
(увеличением размеров тела) и дифференцированием строения и функций органов и тканей. Повышается возбудимость нервной системы, ослабевают все виды торможения. Нередки сосудистые
расстройства, изменение ритма дыхания, повышенная утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках. А если учесть, что более половины детей этого возраста относятся
ко
группе здоровья, т.е. группе риска, то для успешного обучения от учителя требуется новый уровень знаний по вопросам сохранения здоровья учащихся.
В старших классах
(9-11 классы)
здоровье учащихся еще больше ухудшается. Увеличение фактической учебной нагрузки в школе (до 6-8 часов) и при подготовке домашних заданий (еще 2-4 часа), не устраненные на
предыдущих возрастных этапах отклонения здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения ведут к тому, что здоровых детей (
группа здоровья) среди старшеклассников почти нет. 2/3 учащихся имеют серьезные отклонения здоровья: хронические заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной
систем. Понижение зрения диагностируется более чем у 30 % старшеклассников, снижение слуха - у 5-7 %, нарушение осанки - у 15-25 %. Эти дефекты здоровья не только затрудняют восприятие
учебного материала, но и являются причиной низкой работоспособности, ограничивают выбор будущей профессии. К сожалению, учителя и родители часто привыкают к жалобам учеников на вялость,
головокружение, ослабление памяти, головные боли, боли в животе, которые являются постоянными спутниками
их обучения в школе. Эти так называемые \"школьные болезни\" создают пре...