Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе

    ВВЕДЕНИЕ
    На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные
    устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на
    разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за
    сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
    Недостатки и про­
    счеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена
    социальным инфантилизмом,
    скептицизмом,
    нежеланием
    активно
    участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими
    настроениями.
    Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном круге общения.
    Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир
    или состояние «балдения» под
    влиянием
    , спиртного, наркотических средств. Наиболее
    опасной
    формой безнравствен­ного состояния некоторых школьников является нравственное
    ли­
    цемерие, практическое использование двух-трехстепенной
    морали:
    одна
    внешняя,
    показная
    — для школы, общественных
    мероприя­тий; другая—для дома, для
    семьи, вводящая в заблуждение ро­
    дителей; третья
    подлинная
    —для своего
    круга
    общения и для
    себя.
    На виду — общественная
    активность,
    в душе — убежден­
    ность, что жизнь строится по
    законам
    жестокого
    эгоизма.
    Проявля­ются результаты противоречия между нравственным воспитанием в школе и обыденной жизнью, стихийными влияниями реальной действительности.
    «Разрешение противоречий
    нравственного
    воспитания
    требует критической оценки сложившихся подходов к
    организации и ме­
    ханизмам осуществления воспитательной работы
    Один из
    них —
    вербально - мероприятийный, требующий в основном разработки не­
    которой суммы просветительных бесед, раскрывающих содержание
    моральных правил на положительных примерах. Однако нрав­ственное воспитание состоит не в том, чтобы подносить молодежи усладительные речи о нравственности. Вербально -
    мероприятийное воспитание осуществляется, как правило, изолированно от богатой нравственными проблемами реальной жизни детей, не пересекаясь с нею и никак не влияя на нее. Поэтому в
    практической жизни и деятельности детей возникает нравственный вакуум, который
    за­полняется стихийными, нередко негативными влияниями.»
    . 170]
    «Другой подход — деятельностно - мероприятийный. Он противо­поставляется вербальному и заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке
    по­веденческих умений и навыков. Деятельностный подход в воспи­тании младших подростков,
    как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственного воспитания. Между деятельностью ребенка и его нравственным сознанием нет прямой связи. Ребенок
    часто не обнаруживает и не до конца осознает подлинные мотивы своей деятельности. Абсолютизация деятельностного подхода отодвигает на второй план усвоение политических, философских,
    нравствен­ных идей. Узкодеятельностный подход по сути противостоит цело­стному подходу к формированию личности, в котором органично сочетаются и духовное влияние, и деятельность, и
    отношения, и общение, и проявление внутренних побуждений, и самостоятельное осмысление нравственных проблем.»
    . 171]
    Теоретически обоснованным и оправдавшим себя является подход целостности, органического единства нравствен­ного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания младших
    подростков достигается, когда основой, источником и материалом педагогиче­ского процесса является
    сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на
    словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях
    жизни,
    в которых ребенку приходится
    разбираться,
    делать выбор,
    прини­
    мать решения и совершать поступки. В результате зреет мораль­
    ное сознание детей, укрепляются
    принципы
    поведения и,
    умение владеть собой. Целостный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы,
    переживать трудности,
    негативные
    явления,
    для преодоления которых нужна недюжинная воля и самообладание. Подлинный, глубинный, действенный меха­низм нравственного воспитания заключается в разрешении проти­
    воречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества бла­
    годаря тому,
    каким
    он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор,
    какие совершает поступки. Либо он
    приобретает
    умение
    управлять
    собой, преодолевать внешние
    пре­пятствия и внутренние слабости,
    либо
    ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет
    обманы­
    вать
    и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности -
    нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром и нравственном удовлетворении.
    Нравственное воспитание младших подростков должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда,
    нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни:
    уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
    Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на
    разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за
    сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-
    воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
    Этика как наука о нравственной жизни человека, о нравственном выборе и об осуществлении его в поведении человека только ей присущими методами и формами воздействия
    на растущего человека способна выйти на глубинный диалог со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни.
    Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с
    интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование
    интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены