Обучение детей пересказу народных сказок и коротких рассказов

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Обучение детей пересказу народных сказок и коротких рассказов

    Вводная часть.
    Формирование связной речи,
    изменение её функций является
    следствием усыпляющийся деятельности малыша и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием
    мышления: они неразрывно связаны с содержанием , которое ребёнок отражает посредствам языка.
    Связная речь- смысловое развёрнутое высказывание, (ряд
    логически сочетающихся предложений ), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада.
    Пересказ- первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей.
    Пересказ- воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.
    Чтобы обучение пересказыванию
    было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу
    черты личности. Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях
    должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты с чётной
    композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
    Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной логической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается
    с точки зрения близости первоисточнику. Мы останавливали ребёнка, снова обращаем его к образцу, если
    он добавляет слишком много своего или упускает важные детали. Пересказ доступен и близок ребёнку так как получает готовый образец, который действует на его
    чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
    Дети приобщаются к подлено художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая
    художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка
    учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного то есть развивать их речевые умения.
    Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется
    стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра(сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например в народной
    сказке будут
    фальшиво звучать книжные или очень современные слова и статистические обороты. Подготовка пересказа включает идейно-художественный (характер) анализ произведения,
    как при подготовке к художественному чтению (идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык) .
    Текст народной сказки должен быть неторопливым.
    В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на прямой речи
    персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры
    В волшебной сказке
    романтическая приподнятость событий, таинственность требует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика, структурные элементы самой сказки и
    присказки. Цель присказки – собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примут присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий о
    которой начал читать рассказчик.
    В песенках-повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора к повтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояние персонажей.
    Концовка сказки- свидетельство завершения повествования. Интонация концовки -непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств
    к повседневной жизни.
    Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлено художественной речи, запоминают
    образные слова, учатся владеть родным языком. Они
    более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Следует полнее использовать влияние пересказа на
    формирование связной речи.
    2) В дошкольном возрасте основным видом мышления является наимедно-образное мышление. Наимедно - действенное мышление
    не исчезает, а совершенствуется, поднимается на более высокую ступень. Оперирование образами придаёт мышлению ребёнка конкретно-образный характер- это подтверждает
    детское рассуждение. В среднем возрасте начали переходить от внешних проб к пробам совершаемых в уме. При решение задач с косвенным результатом начинается складываться более высокая
    форма наимедно- образного мышления. Создание реальных наимедных моделей
    по общему закону перехода внешних действий во внутренние становиться источником настроения детских модельных образов - наимедное представление о разных сторонах
    действительности, в котором косвенном и обобщенном виде обозначены отношения вещей. К концу среднего дошкольного возраста дети уже осознано могут пользоваться наимедными моделями для
    обозначения качеств характерных не для одного предмета, а для целой группы сходных предметов. С помощью наимедных моделей могут изображать последовательности развития действий в
    сказках, рассказах, а так же в собственных сочинениях. Переход к построению схематизированных образов дающих возможность усваивать и использовать обогащение знания в неединственном
    направлении в развитии образного мышления. Важное значение имеет
    то, что представление ребёнка постепенно приобретает гибкость, подвижность и ребёнок овладевает умением оперировать наимедными образами: представлять себе предметы
    в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение. Наимедно-схематические формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей
    к пониманию существенных связей и зависимостей, но эти формы остаются образными формами и обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребёнком возникают задачи требующие выделение
    таких свойств, которые нельзя представить наимедно в виде образов.
    Примерно в 4-5 лет у детей начинает появляться словесно - мыслительное мышление. Этому способствуют полученные знания, и развитие речи и достаточно развитое
    образное мышление. Показателями появления логического мышления являются вопросы, а именно познавательные. А также способность детей раскрывать связи, отношения между предметами и
    явлениями. Логическое мышление развивается на основе высоко развитом намедно-образном мышлении.
    В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдаемости. Чтобы хорошо,
    связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные,
    временные и другие отношения между пр...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены