Особенности изучения темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Курсовая
Тема: Особенности изучения темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой
министерство
образования и науки российской федерации
федеральное агентство по образованию
Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова
Кафедра методики гуманитарного начального образования
Студентка
курса
факультета начального образования
очного отделения
специальность «Педагогика и методика начального образования»
Ефимова Елена Александровна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности изучения темы «Текст»
по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры МГНО
Блохина Галина Викторовна
Псков
2006
Содержание.
Введение
Глава
I. Общее понятие «Текст»
§1. Проблемы изучения лингвистики
текста.
§2. Информационно-структурные характеристики текста.
§3. Единицы текста. Макротекст. Микротекст.
§4. Типы текстов.
Выводы по
I главе.
Глава
II. Изучение темы «Текст» по учебникам Марины Сергеевны Соловейчик и Тамары Григорьевны Рамзаевой.
§1. Анализ содержания темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой.
§2. Методика работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой.
§3. Из опыта работы с текстом.
Выводы по
II главе.
Заключение.
Список литературы
Введение.
Тема нашего курсового исследования «Особенности изучения темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой».
Работа по развитию связной речи школьников традиционно опиралась на взаимосвязь репродуктивной
и продуктивной деятельности – дети проходили путь от воспроизведения чужого текста к созданию собственного, от изложения к сочинению. Долгое время тексту отводилась
роль образца для подражания.
В настоящее же время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Это обусловлено одной из ведущих задач обучения
родному языку – подготовкой учащихся к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.
Основополагающими компонентами «готовности» к речевому общению младших школьников являются, во-первых, достаточные фактические знания об окружающей действительности, во-вторых,
владение языковыми знаниями и умениями, в-третьих, владение речеведческими сведениями и речевыми умениями (способами деятельности), обеспечивающими адекватное восприятие речи,
воспроизведение высказываний и создание собственных. Взаимодействие языкового образования и речевого развития школьника выступает, таким образом, в качестве одного из важных
методических условий реализации коммуникативно-речевой направленности обучения родному языку. Данный вопрос актуален для школы и в определённой степени решается с помощью учебников по
русскому языку. Речевая направленность обучения языку находит отражение как в содержании учебников, так и в методическом аппарате.
В нашей курсовой работе мы рассмотрим такие понятия как текст, информационно-структурные характеристики текста (признаки текста), макротекст и микротекст, типы текстов.
Также попытаемся проанализировать содержание учебников по теме «Текст» и методику работы с текстом.
Цель нашего курсового исследования: проанализировать содержание темы «Текст» по учебникам Марины Сергеевны Соловейчик и Тамары Григорьевны Рамзаевой.
Объект – содержание темы «Текст».
Предмет – методика работы с текстом.
Задачи: 1. изучить теоретическую и методическую литературу;
3.проанализировать учебники по русскому языку по теме исследования.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
изучение учебно-методической литературы по теме;
изучение и обобщение передового опыта;
Структура работы: введение;
Две главы(7 параграфов);
Выводы по главам;
Заключение;
Список литературы.
Глава 1. Общее понятие «текст».
§1. Проблемы изучения лингвистики текста.
Изучение закономерностей, связанных с семантической и структурной организацией текстов выросло в последние десятилетия в отдельную отрасль лингвистики.
Теория текста сложилась как научная дисциплина во второй половине
века на пересечении ряда наук – информатики, психологии, лингвистики, риторики и др. несмотря на общие междисциплинарные пересечения, в настоящее время теория текста обладает
собственным онтологическим статусом.
Текст изучается такой языковедческой наукой, как лингвистика текста- дисциплина, которая ставит своей задачей выявление общих закономерностей, касающихся текста в целом. При
этом текст понимается как языковая дисциплина.
О.И. Москальская пишет: « За три десятилетия современная лингвистика текста прошла несколько этапов развития, и в ней произошла значительная эволюция как самого понятия «текст»,
так и подхода к тексту».
10,С. 7
этап развития современной лингвистики текста- 40-50- е годы. Понятие «текст» в это время развивается в рамках теории синтаксиса как учение о сложных синтаксических целых, то есть
с позиций собственно лингвистического подхода. Исследования эти чаще всего ведутся на материале художественной речи с учётом индивидуального стиля писателя и нередко связываются с
задачами развития культуры речи, а также с традиционными чисто практическими нуждами, разрешение которых было просто невозможно без выхода за пределы предложения, в частности, с
практическим изучением пунктуации целого текста, с обучением младших школьников связной речи посредством сочинений, изложений.
Одновременно идея выхода «за пределы предложения», однако
без последовательной ориентации на членение текста, разрабатывается и за рубежом, в исследованиях немецких, американских и других лингвистов.
этап- 60-70- е годы. Лингвистика текста выделяется в самостоятельную лингвистическую дисциплину. Стремительное её развитие, характерное для второй половины 60-70-х годов, связано
уже с целым комплексом изменений в лингвистических ценностях, задачах и позитивных программных установках, а также с возникновением ряда новых теоретических идей и проблем и с
необходимостью их разрешения. Текст уже рассматривается как единица знаковой системы языка.
этап- конец 70–80-ых годов. Внимание исследователей переключается на целый текст, который превращается в интродисциплинарный
объект изучения. Это определяет новое понимание текста и новый подход к нему.
Особенностью
-его этапа развития лингвистики текста является то, что в её составе чётко выделились две единицы, два объекта исследования: 1) микротекст (например, сложное синтаксическое целое)
и 2) макротекст (законченное речевое произведение). С каждой из названных единиц связан соответствующий круг проблем и соответствующий понятийный аппарат.
Трудности изучения текста связаны, с одной стороны, с многообразием типов текстов, с другой стороны, с тем что очевидные элементы грамматической и даже лексико-грамматической
организации могут отсутствовать и связь между предложениями- компонентами текста нередко осуществляется только на смысловой основе.
Наиболее актуальными проблемами современной лингвистики текста являются следующие: проблема изучения структурно-семантической и коммуникативно-смысловой организации целого
текста, проблема установления его формальных и содержательных грамматических ...