Особенности формирования коллективных отношений детей младшего подросткового возраста в условиях летнего лагеря

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Особенности формирования коллективных отношений детей младшего подросткового возраста в условиях летнего лагеря

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    Тульский педагогический колледж №2
    Курсовая работа.
    Тема: « Особенности формирования коллективных отношений детей младшего подросткового возраста в условиях летнего лагеря»
    Михеева Татьяна Александровна
    Специальность 0314—социальная педагогика
    Курс 4, группа 4
    Форма обучения: заочная
    Научный руководитель:
    Плешакова Валентина Вадимовна
    Тула, 2006.
    Оглавление
    Введение…………………………………………………………….
    Особенности развития коллективных взаимоотношений у детей младшего подросткового возраста
    Психологическая характеристика группы и коллектива
    Социально-психологическая характеристика групп………………………….
    Коллективность. Отношения между индивидом и группой………………………….
    Подростковый возраст, особенности формирования коллектива в подростковом возрасте………………………………………………...
    Особенности организации процесса воспитания в сезонных лагерях
    ………………….
    Экспериментальное изучение взаимоотношений детей подросткового возраста………………………….
    Описание методик
    Социометрический эксперимент. Метод социометрии……………………………………..
    Определение психологического климата группы, методы диагностики………………..
    Методика «Изучение удовлетворенности подростков жизнью в лагере»………………………..
    Описание результатов……………………………...
    Заключение: Выводы и рекомендации……………………..
    Список литературы……………………………………………….
    Приложения
    Введение
    Природа коллективных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства,
    интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В коллективных отношениях человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно
    активность личности, её деяния являются важнейшим звеном таких отношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. Развитие
    взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности:
    в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом
    возрасте – происходит дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.
    В подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества
    . Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности
    их становления и развития.
    Поведение подростка в группе, коллективе регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация
    на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе,
    понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком.
    Актуальность данной темы: переход от тоталитарного общества к демократическому, ломка всех взглядов и устоев, складывавшихся в советский период, сформировали поколение людей
    «без комплексов». Таким людям трудно жить и работать в коллективе. А ведь решение многих задач современного общества возможно только сообща. Формирование коллективных отношений
    начинается в подростком возрасте, задача педагогов не упустить этот период и сформировать у детей правильное отношение к обществу.
    Объект исследования:
    коллектив детей подросткового возраста
    предмет исследования: Особенности формирования коллектива детей подросткового возраста в условиях летнего лагеря.
    Цель: Выяснить особенности формирования коллектива подросткового возраста в условиях спортивного летнего лагеря.
    Глава 1.
    Особенности развития коллективных взаимоотношений у детей младшего подросткового возраста
    1.1.
    Психологическая характеристика группы и коллектива.
    1.1.1.
    Социально-психологическая характеристика групп.
    В процессе жизнедеятельности люди объединены в различные группы.
    Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей.
    Индивиды одновременно могут участвовать во многих группах: члены команды по футболу, ученики школы и т.д.
    Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов (реальные группы), другие лишь формальное их существование (условные группы). Некоторые группы созданы для
    длительного существования и стремятся к этому (стабильные или относительно постоянные): школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжение своего дела. Это группы, которые не
    хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (временные): участники групповой дискуссии, туристы, летние лагеря. Некоторые группы являются свободными, другие
    имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, однако можем вступать по желанию в такие группы, как: спортивный клуб,
    культурные общества или социальные объединения. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В
    неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по
    интересам”).
    Группы могут складываться стихийно, а могут целенаправленно формироваться
    В психологии существует немало классификаций групп: большие и малые; реальные и формальные; специальные; детские и др.
    В нашей работе обратимся к реально организованной малой группе детей-подростков.
    Малая группа- это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Её нижние и верхние границы определяются качественными признаками,
    основными из которых являются контактность и целостность. /28/
    За нижнюю границу малой группы большинство специалистов принимают 3 человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические
    феномены протекают особым образом. Верхняя граница обычно не превышает 20-50 человек и определяется её качественными признаками.
    Также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной
    деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой
    разновидности можно обозначить как “становящиеся”.
    Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый
    набор параметров для характеристики со...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены