Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий

    Содержание
    Введение ...………………………………………………………………………...3
    Глава
    . Теоретические основы
    формирования
    представлений о мире труда и профессий
    у младших школьников …………….................................................6
    1.1.
    Психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у
    младших школьников
    ...........................................................................................6
    1.2.
    Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном
    процессе
    ...………...................13
    1.3.
    Критерии, показатели и средства диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у
    младших школьников
    ……….................…………………………...19
    Выводы по первой главе ...…………………………………………………...…24
    Глава
    . Педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе
    обучения.................................................................................................................26
    2.1.
    Ознакомление младших школьников с миром труда и
    профессий...........................................................................................
    2.2.
    Методы
    и средства
    формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения
    .......31
    Выводы по второй
    главе ...………………………………………………...…...36
    Заключение ............................................................................................................37
    Список литературы ...…………………………...……………………………….39
    Приложения ...………………………...……………..…………………………..43
    Введение
    Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального
    самоопределения молодежи. В условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же
    профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной
    деятельности, проявлять экономическую активность; уметь самореализовываться.
    Стадия конкретно-наглядных представлений о мире труда и профессий берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается
    вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме
    пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность
    становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно формировать его представления о различных профессиях и о труде. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему
    еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
    На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать
    максимально разнообразную палитру впечатлений о мире труда и профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и
    чувствовать себя более уверенно.
    Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль
    представлений о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как
    именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда
    и профессий.
    Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий».
    Цель исследования:
    выявить и научно обосновать педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших
    школьников.
    Объект исследования: процесс формирования представлений о мире труда и профессий.
    Предмет исследования: педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников
    о мире труда и профессий.
    Гипотеза исследования: формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий будет эффективным, если:
    осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий;
    - используются разнообразные
    методы
    и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.
    Задачи исследования
    Определить психолого-педагогическую сущность формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.
    Проанализировать практический опыт решения проблемы формирования представлений о мире труда и профессий в начальной школе.
    Разработать диагностику уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников.
    Разработать педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий.
    Методы исследования:
    анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
    анализ практики работы педагогов в данном направлении, знакомство с учебными и внеклассными планами педагогов.
    педагогическое наблюдение;
    тестирование.
    Глава
    . Теоретические основы
    формирования
    представлений о мире труда и профессий
    у младших школьников.
    1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у
    младших школьников.
    В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем,
    внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным
    учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и
    т.д.
    Перед младшими школьниками не
    стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный
    возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
    Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в
    детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между
    тем, в с...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены