Инновационные формы и институты гражданского общества в России

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Инновационные формы и институты гражданского общества в России

    Содержание
    [1] Содержание
    Оптимизация процесса формирования гражданского общества в России
    [2.1] 1. Инновационные формы и институты
    гражданского общества, складывающиеся в России. Новые способы взаимодействия государства, общества и человека
    [2.2] 2. Необходимость развития нормативно-правовой
    базы, введения новых политических институтов для ускорения этого процесса
    [3] Заключение
    [4] Библиография
    Оптимизация процесса формирования гражданского общества в России
    1. Инновационные формы и институты гражданского общества,
    складывающиеся в России. Новые способы взаимодействия государства, общества и человека
    Формирование гражданского общества, соответствующего общественным потребностям, является одной из наиболее приоритетных целей для современной
    России.
    В России распространен подход к определению гражданского общества как «системы независимых от государства общественных институтов и отношений,
    которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей»1. Этот подход часто обозначается как «сферный», поскольку характеризует природу гражданского общества как особую внегосударственную сферу.
    Сторонники другого подхода2считают, что критериями для характеристики общества как гражданского выступают степень его самоорганизации, независимость субъектов общественной жизни, особое
    качественное состояние общественных связей между людьми, наличие реальных гражданских прав и свобод и т.д.
    Многообразие существующих в настоящее время форм гражданского общества объясняется также с двух позиций.
    Во-первых, гражданское общество представляется как теоретическое понятие, не имеющее точной привязки к историческим реалиям, как государство,
    общество, закон. Следовательно, возможно бесконечное множество реальных и равноправных форм и моделей гражданского общества.
    Во-вторых, гражданское общество - это ряд конкретных исторических форм, которые могут и должны быть повторены другими общностями. В данном случае,
    например, западные гражданские общества условно являются эталоном, по отношению к которому создаются другие национальные формы гражданских обществ.
    Ключевой структурной проблемой обоих подходов является исходная установка на восприятие любой формы гражданского общества как органичной, внутренне
    целостной, в которой есть устойчивая связь смысла, формы и функций.Mайкл Урбан в
    исследовании «Формы гражданского общества: политически и социальные отношения в России»3выделил и противопоставил друг другу две базовые модели гражданского общества – «Гражданское общество I», характерное для западных обществ, и «Гражданское общество II»,
    характерное для России (таблица 3.1). Различие между ими автор определяет доминирующем капитале: в «обществе I» доминирует экономический капитал и товарно-денежные отношения, а в
    «обществе II» – культурный и социальный капитал и, соответственно, общественные отношения.
    Таблица ..
    Модели гражданского общества по М.Урбану
    Гражданское общество I
    Гражданское общество II
    Доминирующая организационная форма
    Гражданские объединения
    Неформальные связи
    Доминирующая форма капитала
    Экономический капитал
    Культурный или (инкорпорированный) социальный капитал
    Связи между акторами
    Слабые
    Сильные
    Направленность коллективных действий
    Определенная
    Рассеянная
    Социальный капитал
    Обобщенный, не инкорпорированный
    Обособленный, инкорпорированный
    Государство
    Сильное (превалирование закона)
    Слабое (личное присвоение государственных должностей)
    По нашему мнению, в основе создания новых инновационных форм гражданского общества в России лежат понятия «общественное доверие», «общественное
    участие» и «обсуждаемая проблема». Соотношение между этими понятиями определяет характер и способы взаимодействия общества и государства в той или иной форме.
    Общественное довериеявляется одной из важнейших установок, определяющих
    как характер взаимодействия гражданского общества и государства4, так и
    вовлеченность населения в повседневные практики гражданского общества и деятельность негосударственных некоммерческих организаций5.
    Общественное доверие выступает основой совместной деятельности государства и общества, служит поддержанию социальных норм, обеспечивает определенный уровень коммуникации и, что
    немаловажно, формирует перцептивную установку на восприятие каждой конкретной ситуации6. Тот факт, будет или не будет гражданин принимать участие или каким-либо иным образом реагировать на процессы, происходящие
    в обществе – определяется уровнем его доверия к институтам власти (насколько они соответствуют его представлениям о демократии) и к институтам гражданского общества (насколько он
    оценивает их репрезентативность и способность нести представительскую функцию).
    Таким образом, еще один необходимый элемент формы гражданского общества –Как правило, общественное участие заполняет те сферы, в развитие которых не могут (или не хотят)
    вмешиваться государственные органы власти. Именно в этом контексте общественное участие составляет фундамент гражданского общества, основной постулат которого заключается в том, что
    каждый гражданин имеет право на учет его мнения и интересов. В странах с устоявшейся традицией взаимодействия власти и общества посредством общественного участия компенсируется
    неэффективность государственных органов власти, обеспечивается доступ к принятию политических решений, реализуются права и интересы граждан.
    Общественное участие, целью которого является реализация права на принятие решений в общественно значимых сферах жизни общества, называют
    гражданским или политическим участием, и его формы и механизмы довольно хорошо изучены. Можно утверждать, что любой индивид в той или иной степени вовлечен в общественное участие, это
    вовлечение может принимать следующие формы:
    участие в выборах в органы власти различного
    уровня;
    участие в проведении избирательной кампании
    (сбор подписей, агитация, работа на избирательном участке);
    участие в митингах, демонстрациях, пикетах по
    поводу событий в жизни страны, региона, населенного пункта;
    участие в деятельности общественных
    организаций (правозащитных, благотворительных, экологических);
    участие в деятельности профсоюзных
    организаций;
    участие в деятельности политических
    партий;
    подписание обращений, петиций по поводу
    событий в жизни страны, региона, населенного пункта;
    коллективное благоустройство подъездов, домов,
    детских площадок, окружающей территории;
    участие в работе домкомов, кооперативов,
    местном общественном самоуправлении;
    участие в деятельности религиозных
    организаций;
    сбор средств, вещей для людей, попавших в
    тяжелое положение (теракт, стихийное бедствие, лечение, операция), и многие другие.
    Однако можно выделить и другую форму активности, которую также называют общественным участием, но она имеет другую цель – обеспечить возможность
    позитивного влияния индивида на социокультурную среду своего обитания. Эта форма характеризуется высокой вовлеченностью в жизнь своего социума и выражается в стрем...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены